Posted 30 апреля 2020, 14:30

Published 30 апреля 2020, 14:30

Modified 19 августа, 18:18

Updated 19 августа, 18:18

Цены на топливо в Тюмени: почему не падают вслед за нефтью?

Цены на топливо в Тюмени: почему не падают вслед за нефтью?

30 апреля 2020, 14:30
Фото: 1Mi.
Последствия пандемии ударили по экономике России. Но экономический кризис начался еще в марте. За месяц до режима самоизоляции. И главной причиной стало резкое падение цен на нефть. «Наш город» проанализировал цены на заправках в Тюмени, и, ожидаемо, низкая цена на нефть мало сказалась на цену топлива. Выясняем почему?

Цены на топливо в Тюмени

Почти каждая крупная топливная компания, можно сказать, была готова к режиму самоизоляции, например, у многих есть онлайн-сервисы по покупке бензина бесконтактным способом. Подъезжаешь, вставляешь пистолет, пару нажатий в смартфоне - и у тебя полный бак.

Поэтому удобно отследить и цены на заправках, выбрать наиболее выгодные и так далее, не говоря уже о бонусах и системах лояльности к клиентам. Но не об этом.

Вот как выглядели цены на популярное топливо в конце апреля 2019 года.

Популярные АЗС в Тюмени

АИ-95

АИ-92

ДТ

«Валерия и К»

43,4

40,3

47,5

«Гавр»

43,3

39,5

40,50

«Н-1»

43,4

40,30

47,5

«Новый поток»

43,4

39,95

47,25

«ЛУКОЙЛ»

46,63

42,02

48,97

«Газпром нефть»

44,1

40,9

45,9

Давайте посмотрим, сколько стоит топливо на конец апреля 2020 года в Тюмени. Отметим, что цена на топливо даже в одной сети может различаться, поэтому будем ориентироваться на нижнюю планку.

Популярные АЗС в Тюмени

АИ-95

АИ-92

ДТ

«Валерия и К»

44,25

40,90

48,20

«Гавр»

44,00

40,50

41,00

«Н-1»

44,30

41,20

48,20

«Новый поток»

44,25

40,90

48,15

«ЛУКОЙЛ»

47,01

43,44

49,99

«Газпром нефть»

44,50

40,80

48,25

Цены на разных заправках отличаются вплоть до нескольких рублей. Особенно заметна разница на частных, не брендовых, заправках. Бывалые автолюбители рассказывают, что на таких заправках за качество топлива никто не отвечает.

Но даже на заправках одной сети разница может составлять до половины рубля, так на 30 апреля у «Газпром нефть» на Мельникайте, 12 топливо марки АИ-92 стоит 40,80 рубля, а на Широтной, 177 уже 41,40 рубля.

У «Лукойла» на фирменной заправке АИ-95 стоит 47,47 рубля, а на заправке открытой по франшизе уже 47,01 рубля.

При чем же тогда глобальная стоимость нефти?

Стоимость барреля нефти марки Brent на 30 апреля 2020 года около 24 $. Тогда как год назад стоимость бочки данной марки была чуть больше 70 $. Если брать отечественную марку Urals, сегодня она стоит 25-26$, а еще в начале года средняя цена за январь, по данным минфина, составляла около 62$ за баррель.

Цены на мировом рынке упали более, чем в два раза.

Наверное, не стоит говорить подробно о причинах, это немного не наш профиль, важно понимать, что из-за пандемии упал спрос на топливо, а соответственно и на нефть, люди сидят по домам и меньше ездят на транспорте по всему миру.

И вот здесь возникает вечный обывательский вопрос: «цена на нефть растёт, растут цены на бензин, цена на нефть падает, цены на бензин все равно растут — где логика?».

Как и любой продукт, топливо подвержено инфляции, то есть постепенному дрожанию, таков принцип современной модели экономики.

Если сравнить среднюю стоимость топлива, по данным Тюменьстата, в декабре 2019 (АИ-92 — 41,61рубля) и годом ранее (АИ-92 — 40,67рубля) рост составил 2,4%, а в среднем по всем маркам топлива 2,7%.

Тогда же глава министерства энергетики заявил, что рост цены на топливо меньше инфляции в целом.

«Благодаря демпферу удалось отказаться от соглашений с нефтяными компаниями об ограничении роста цен на топливо, которые действовали до июля 2019 года. Сегодня мы уже убедились в правильности выбранной тактики — рынок топлива в Российской Федерации стабилен, а рост цен на топливо существенно отстает от темпов инфляции — 2,7% против 3,7-4% в октябре 2019 года», — говорится в статье, цитаты из которой приводит ТАСС.

Давайте разберемся, что же это за демпфер, который тормозит движение цен на бензин и дизель, так ли он полезен?

Демпфирующий механизм был введен 1 января 2019 года. Он предполагает выплату из бюджета компенсации НПЗ.

Это было сделано, чтобы отечественным компаниям было выгодно продавать топливо на внутреннем рынке, вместо того чтобы продавать его на внешние рынки по более высоким ценам.

Механизм предусматривал, что государство возмещает компаниям до 60% разницы между условной внутренней ценой на топливо и более высокими экспортными ценами. Однако, если цены на внутреннем рынке оказываются более высокими, чем международных рынках, нефтяники должны сами доплачивать в бюджет.

Именно вот этот интересный пункт и не позволяет нефтяникам понизить цены на нефть. Никто не хочет работать в убыток, а государство не может себе позволить отказаться от таких доходов в бюджет.

За неделю с 13 по 19 апреля цена на АИ-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) упала почти на 11%, или 4,2 тыс. рублей, и в понедельник, 20 апреля, составила 35,77 тыс. руб. за тонну (в европейской части России).

При этом издержки компаний, которые включают акциз, выплаты в бюджет по демпферу, НДС и НДПИ, составляют 38,07 тыс. руб. за тонну, сказал РБК гендиректор «Аналитики товарных рынков» Михаил Турукалов. Таким образом, по его словам, компании получают чистый убыток примерно в 2,3 тыс. рублей на тонну бензина АИ-92.

В исследовании консалтингового подразделения ценового агентства Argus сообщается, что если цена российской нефти Urals до конца года останется в районе $20–30 за баррель, выплаты по демпферу будут стоить нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ) более 600 млрд руб. Это в два раза больше, чем они получили из бюджета в 2019 г. Получается, что в пересчете на розничные цены демпфер по бензину может превышать 10–13 руб. за литр и достигать 10 руб. для дизтоплива.

Таким образом, к убыткам из-за дешевой нефти компании должны доплачивать государству за то, что раньше государство доплачивало им, чтобы они не продавали всю нефть зарубеж — так получаются условно твердые цены на топливо, которые плавно растут.

Накануне во время совещания президента с представителями ТЭК глава Минэнерго Новак сообщил, что в розничном сегменте рынка падение спроса на автомобильный бензин в апреле составило от 40 до 50% на автозаправочных станциях, на дизельное топливо — примерно на 30%. Падение потребления авиакеросина составило более 50%.

«Хотел бы также сказать, что цены на автозаправочных станциях стабильные: на автомобильный бензин цены с начала года не изменились, на дизельное топливо рост находится в пределах инфляции», — отметил министр.

Подпишитесь