Posted 22 марта 2020, 07:12
Published 22 марта 2020, 07:12
Modified 19 августа, 17:48
Updated 19 августа, 17:48
Олег Коржанов прилетел с друзьями в Испанию, на Канарские острова, чтобы отметить свой день рождения. Однако, вскоре, разгорелась эпидемия нового коронавируса и молодые люди стали заложниками карантина. Далее, рассказ со слов Олега.
Мы прилетели с друзьями на Канары 13 марта, из Санкт-Петербурга через Хельсинки, чтобы отметить мой день рождения, посмотреть на пальмы и океан. Но все это нам не удалось осуществить: пока мы здесь находились начался карантин из-за коронавируса.
Из разрешенных для посещения мест остались только магазины и аптеки. Продуктов сейчас хватает, никакого дефицита нет, а вот маски и антисептик закончились, что, в принципе, закономерно. Тем не менее, аптеки нашли выход из ситуации, взяли наши контакты и обещали связаться, как только появятся маски.
Каждый вечер в 8 часов в Испании проводится флешмоб в поддержку медиков. Это что-то невероятное! Люди высовываются из окон, балконов, машин, автобусов и начинают аплодировать. Кто-то выкрикивает лозунги, кто-то включает национальный гимн.
Выглядит очень круто, очень вдохновляет и невероятно сплочает местный народ.
Наш рейс в Хельсинки отменили, автобус в Санкт-Петербург — тоже. Мы не знаем, как вернуться домой.
Мы пытались связаться с консульством России, с посольством России в Испании, пытались воспользоваться приложением «Зарубежный помощник МИД РФ», разработанным для таких экстренных ситуаций… но экстренное приложение экстренно промолчало. Мы просто натыкаемся на автоответчики, которые просят нас оставить свои контакты, по которым с нами обещают связаться в будущем. Но пока никто не выходил с нами на связь.
МИД ссылается на высокую загруженность, но в чем она? В том, чтобы спросить ФИО и контакты и пообещать когда-нибудь перезвонить?
Нам никто не помогает, абсолютно. Каждым ответом они пытаются снять с себя ответственность и переложить расходы на граждан, мол вы сами виноваты, а мы вам помогаем. А чем помогают — не понятно. Дают ссылки на десять сайтов — изучайте.
Никаких инструкций, никакой информации нам никто не давал, что очень странно — казалось бы, такие ситуации давно должны быть проработаны.
У туристов есть страховка, неужели нельзя было договориться со страховыми компаниями и решить вопрос оплаты эвакуации или проживания?
Те же США не скупятся на своих граждан: вывозят тех, кто может уехать, остальным помогают с оплатой жилья. Молодцы украинцы, они отключили роуминг и сделали бесплатными звонки для обращений в посольства.
Из СМИ мы узнали, что «Аэрофлот» запускал рейс для эвакуации с Тенерифе [остров в Испании], хотя звонили в посольство не менее 50 раз. Когда мы связались с «Аэрофлотом», нам сказали, что рейс заполнен и мест нет. Мест нет, а люди есть…
Деньги у туристов ограничены, плюс, рубль сильно упал, все цены здесь — в евро. Сколько мы так продержимся — неизвестно. Россияне справляются кто как. Кто-то выбирается, кто-то решил остаться, потому что решили, что им не нужна страна, которой наплевать на своих граждан, их даже не собираются эвакуировать. У кого-то заканчиваются визы, люди думают, что с этим делать.
Сейчас нам удалось улететь в Хельсинки, рейс восстановили. До последнего момента мы думали, что улететь не получится, но нам удалось. Пока летели у одного мужчины остановилось сердце, насколько я понял он умер. Поэтому была экстренная посадка в Лиссабоне [столица Португалии].
Мы пролетели пол мира, чтобы перед самым домом нас обломали: билет «Аэрофлота» из Хельсинки в Питер на двоих стоит 39 тыс. рублей, таких денег у нас нет. Раньше был автобус, билет стоил 500 рублей, но автобусы больше не ходят.
Этот рейс последний, он вылетает 22 марта. Мы не знаем, что делать.
Антон Михальчук путешествовал по Грузии, когда в страну, неожиданно, пришел COVID-2019, из-за которого сотни российских граждан оказались «запертыми» в чужой стране. Далее, со слов Антона.
16 марта грузинское правительство объявило о закрытии авиасообщения. Ограничение касалось не тех граждан, которые хотели вернуться на родину, а туристов, желавших посетить Грузию. То есть, был закрыт въезд для всех иностранных граждан.
Закрыли границы со всеми ближайшими странами: Россией, Азербайджаном, Арменией и Турцией. Сухопутные границы, практически, не работают.
С этого момента у людей начались первые проблемы. Например, моя знакомая собиралась ехать из России к своему молодому человеку, грузину по национальности. Так как у России с Грузией нет прямого авиасообщения, ей пришлось ехать через Армению. Когда она добралась до грузинской границы, вступил в силу указ об ограничении въезда для иностранных граждан, и ей пришлось возвращаться обратно.
В течении недели грузины прекратили работу всех баров, кафе, ресторанов и горнолыжных курортов.
21 марта введен режим чрезвычайного положения: запрещено собираться группами более десяти человек, закрыто пересечение государственных границ, в том числе для грузового транспорта, введены жесткие штрафы для нарушающих карантин. На дистанционную работу переведены судебные процессы, что меня очень удивило, так как другие государственные органы продолжают принимать людей.
Сейчас, по данным на 21 марта, выявлено 43 подтвержденных случая [заболевания новым коронавирусом] и на карантине находится 1925 человек.
Некоторое время назад, российский общественник Николай Левшиц из «Free Russia Foundation», известный в Грузии, открыл группу взаимопомощи, где люди объединяются, чтобы помочь друг-другу. Например, что-то отвезти, передать продукты пожилым, и так далее. Сейчас в этой группе 657 участников, они набрались за два дня.
На территории Грузии нет посольства РФ, есть только секция по интересам, которая никак не справляется и, практически, не оказывает помощи гражданам. Можно сказать, что Левшиц создал альтернативное посольство, которое помогает с документами и прочим.
Вчера [20 марта] при мне, группа туристов, абсолютно не знакомых друг с другом, собрались через этот чат на квартире и стали обсуждать, как выезжать в Россию.
Учитывая, что рейсового транспорта нет, а дорога на границу с Грузией это не легкая прогулка, а путь через перевалы, очевидно, что пешком не пройти: холодно, горы и случаются лавины. Поэтому они [российские туристы] заказали две машины: одна довезла до грузинской границы, а вторая — забирает с нейтральной территории и везет в Россию. Так им и удалось выбраться, потому что по другому это сделать, практически, невозможно.
Касательно эвакуации, я думаю, что наше государство просто не хочет тратить ресурсы. Я знаю одну группу туристов, которые застряли в Афинах. Билет на четверых человек стоит 500 тыс. рублей, если лететь обходными путями.
Не знаю ни одной истории, где помогла горячая линия [МИД РФ], всем пофиг.
Почему забрали людей из Уханя? Это были просто показательные меры.
Для туристов, оказавшихся в сложной ситуации могу дать следующие рекомендации: