В редакцию «Нашего города» обратилась жительница областного центра, которая рассказала, как ее близкие чуть было не лишились крупной суммы денег из-за мнимого сотрудника «Совкомбанка».
«Мои родители поехали покупать диван в рассрочку. Но в магазине их уговорили взять карточку Халва» от «Совкомбанка». В самом магазине сидит девушка, представитель банка, и раздает карты. Она им сказала, что выгоднее взять такую карточку. Родители послушали ее совет. Этой же карточкой рассчитались за диван», — начала свой рассказ тюменка.
По ее словам, после покупки родители «Халвой» не пользовались, а спустя две недели позвонил молодой человек и сказал, что он из службы безопасности «Совкомбанка». А дальше по стандартной схеме предупредил, что якобы с карты пытаются снять крупную сумму денег, чтобы это предотвратить, необходимо назвать пароль из смс-сообщения, которое он направил. Но, к счастью, договорились о том, что перезвонят позже. И тогда мама нашей собеседницы позвонила в банк, где ей подтвердили, что это мошенники. Тюменка рассказала, что в тот вечер «сотрудник банка» звонил 17 раз.
«Мы пришли к тому, что схема мошенничества начинается с девушки, которая сидит в магазине. Либо она передает данные мошенникам, поскольку карточкой никто не пользовался, либо кто-то после нее есть», — предполагает наша собеседница.
Речь шла о 50-60 тысячах рублей.
«Наш город» направил в «Совкомбанк» запрос, чтобы там прокомментировали этот случай и рассказали, как не попасть на удочку мошенников.
В финансовом учреждении ответили, что они исключают причастность сотрудников банка в мошеннической схеме с картами «Халва». В «Совкомбанке» признали, что к сожалению, в последнее время широко распространены звонки физическим лицам, при которых телефонным мошенникам фактически известен только телефонный номер физического лица, в некоторых случаях его ФИО. Там считают, что такие данные могут быть получены из общедоступных источников. Также часто мошенники озвучивают первые четыре цифры банковской карты, которые совпадают у платежных систем — при этом у физического лица складывается обманчивое ощущение, что мошенники получили доступ к данным их банковской карты.
В «Совкомбанке» заверили, что они обеспечивают безопасность данных клиентов с помощью ряда технических и организационных мер. Кроме того, используются специализированные системы защиты, производится регулярный мониторинг и контроль подозрений на утечку информации.
Как банк защищает интересы клиентов?
После массовых случаев мошенничества с использованием методов социальной инженерии, с которыми столкнулись клиенты большинства крупных розничных банков в первом полугодии 2019 года, «Совкомбанк» предпринял ряд мер по защите своих клиентов. В результате удалось снизить количество мошеннических случаев в четыре раза и уменьшить потери клиентов на несколько сотен миллионов рублей.
Весной 2019 года в «Совкомбанке» была запущена федеральная информационно-просветительская кампания с целью предупреждения и профилактики случаев мошенничества. Всем новым обладателям карты «Халва», подключившим услугу «Защита карты», выдаются информационные памятки с базовыми правилами защиты своих средств. Все банкоматы и устройства самообслуживания оборудованы специальными информационными заставками. Банк также выпустил серию видеороликов в социальных сетях с детальными правилами безопасности и разъяснениями.
Для держателей карты рассрочки «Халва» стала доступна специальная услуга «Защита карты», включающая в себя страхование от различных типов рисков и покрывающая большинство возможных убытков клиента. А именно: кражу средств с карты с использованием скимминга, фишинга, хищение средств с ранее утерянной клиентом банковской карты, кражу денежных средств клиента после снятия им наличных в банкомате.
Как же защититься от мошенников самому?
Как пояснили в банке, в первую очередь, телефонные мошенники будут любыми способами пытаться узнать секретную информацию, напрямую влияющую на безопасность денежных средств — CVV/CVC банковской карты, одноразовые коды для подтверждения операций. Также по умолчанию телефонный мошенник обладает небольшим количеством информации о физическом лице, но с помощью эффекта неожиданности и погружения физического лица в стрессовую ситуацию (под видом «мошеннической» операции или других случаев, требующих мгновенной реакции от физического лица) получают от самого человека конфиденциальную информацию.
В финансовой организации также уточнили, что для физических лиц алгоритм действий простой: не общаться с мошенниками, а если есть сомнения, что с вами связался не сотрудник банка, самим позвонить на его горячую линию.
Если же телефонный мошенник озвучил полностью все данные банковской карты и просит вас предоставить вас CVV/CVC или одноразовые коды для подтверждения операций, то в «Совкомбанке» рекомендуют срочно обратиться в банк по горячей линии для блокировки и перевыпуска банковской карты.
Чтобы максимально обезопасить себя и избежать противоправных действий мошенников, банк предлагает руководствоваться следующими правилами.