В Томске на интернет-странице местного департамента по закупкам разместили информацию, как выбирать площадку для электронных торгов. В каждом регионе есть такие методички, но томичи переплюнули всех: даже в названии документа и в описываемом алгоритме действий есть прямое указание на ресурс РТС-Тендер. О том, что существуют другие площадки и о возможностях интеграции с ними, на сайте упомянуть забыли. Впрочем, ранее такое уже позволяли себе чиновники Алтая.
Однако российский закон прямо запрещает создание условий, ограничивающих или устраняющих конкуренцию, пишут «Новые известия». Юрист Екатерина Стригина, специализирующийся на правоотношениях в этой области, говорит, что у всех электронных площадок, если они включены в реестр правительства России, равные права в организации торгов.
«Любой факт определения единственного оператора — повод подозревать недобросовестную конкуренцию, так как у такого оператора как субъекта рыночных отношений автоматически появляются преференции», — уточняет юрист.
Не спасает даже то, что в субъектах РФ действуют свои системы. Они могли бы быть интегрированы в единую российскую систему, однако и здесь мы сталкиваемся с ограничением конкуренции: форматы для интеграции разработаны РТС-Тендером, и он определенным образом ограничивает их использование.
При этом РТС-Тендер становится площадкой выбора для многих крупных госструктур. Скажем, минздрав Краснодарского края разместил там в текущем году закупок на более чем 7 млрд рублей, строительное управление этого же региона — на 6,5 млрд, а министерство транспорта и дорог — на 16,7 млрд рублей.
Даже если случится временный сбой в работе РТС, он грозит обернуться закупочным коллапсом в регионах страны. Из-за застопорившихся торгов встанут предприятия. Пациенты перестанут получать жизненно необходимые лекарства, если государство не обеспечит их своевременный закуп.