Posted 18 января 2018,, 09:01

Published 18 января 2018,, 09:01

Modified 11 ноября 2022,, 20:17

Updated 11 ноября 2022,, 20:17

Туристическая отрасль тюменского региона: есть вещи, которые нужно было делать еще вчера (ФОТО)

18 января 2018, 09:01
В Тюменской области нет ни моря, ни гор, ни других традиционных ресурсов, которые могли бы привлечь в регион туристов. Вместе с тем единственная в России четырехуровневая набережная Тюмени, самое большое здание драматического театра в РФ, знаменитые термальные источники, Свято-троицкий мужской монастырь — далеко не все объекты, которыми может похвастаться областная столица.

Обращая внимание на Тюмень, директор агентства туризма и продвижения Тюменской области Мария Трофимова в рамках неформальной встречи с журналистами заметила, что нередко потенциальных туристов могут заинтересовать даже объекты, которые горожание считают малозначимыми. Так, по данным Ассоциации туроператоров России, людей, не проживающих в Тюменской области, интересовал Сквер Сибирских кошек — двенадцать скульптурных композиций животных, покрытые золотой краской. Этот монумент, напомним, появился в память о кошках-героях войны.

Что касается масштабных туристических маршрутов города, то помимо обзорной экскурсионной программы по Тюмени, Агентство туризма и продвижения Тюменской области предлагает тур нефтяника «Черное золото Сибири». В рамках этого маршрута экскурсантам и туристам предлагается посетить корпоративный музей нефти одной из нефтегазовых компаний города, кернохранилище, нефтегазовый колледж и международно-учебный тренировочный центр Тюменского индустриального университета, где можно будет собственноручно пробурить скважину.

Туристам предлагают пройти обряд посвящения в нефтяников, с чтением клятвы, обмазыванием нефтью и переодеванием в рабочую одежду. По мнению разработчиков проекта, этот интерактивный тур вполне может стать визитной карточкой Тюменской области и привлечь поток туристов.

Турист Тюменской области — кто он?

Портрет реального туриста, посещающего Тюменскую область, еще предстоит выяснить. «Мы планируем провести масштабное исследование, чтобы понять, кто наш турист, за что он готов платить и где отдыхать», — рассказала Трофимова. Пока же известно, что Тюменскую область посещают как семьи с детьми, так и пенсионеры и молодежь. «У каждого свои ценности, а у нас есть масса объектов, которые хранят историю. Так, в прошлом году к нам из Санкт-Петербурга приехала группа из 150 пенсионеров, они бегло проехали Тюмень, зато надолго остановились в Ялуторовске и Тобольске, заинтересовавшись темой декабристов», — уточнила Мария Сергеевна.

Вместе с тем основной турпоток формируют все же гости из соседних регионов. Конечно, есть и иностранные туристы и приезжие из центральной России, но их не так много, признается директор агентства туризма.

Регион, как и в прежние годы, делает ставку в большей степени на деловой туризм. Заметим, Тюменская область развивает деловой туризм как отдельное направление еще с начала 2000-х. В те годы отрасль была ориентирована на приезжих преимущественно из столицы и Санкт-Петербурга, а также северных территории (ХМАО, ЯНАО). Так, с деловой целью в регион в 2006 году прибывало более 55% наших соотечественников.

За более чем десятилетнюю историю развития отрасли, цель поездок в Тюмень и Тюменскую область для большинства приезжающих изменилась мало: 30% от всего въезжающего в область потока — это бизнес-туристы, проще говоря, люди, приехавшие в Тюмень с деловой целью в командировку.

Главное — правильная подача

По словам Марии Трофимовой для того, чтобы человек, приехавший в наш регион сугубо с деловым визитом, захотел посетить и туристические объекты, необходимо делать упор на информирование людей о туристическом потенциале региона.

В частности, одной из главных задач на этот год является установка знаков туристической навигации. «Они должны быть у каждого объекта показа, у каждой площади и парка», — уверена Трофимова.

Поможет в узнаваемости туристических объектов и дорожная навигация, в частности, установка баннерных информационных щитов. «У нас уже есть несколько растяжек на трассе Тюмень — Тобольск со слоганами: «Своди ребенка в Кремль» или «Кремль ближе, чем ты думаешь», — поделилась информацией Мария Сергеевна.

Помимо традиционных средств навигации и информирования приезжих о тур-объектах Тюменской области, агентство туризма разработало информационные стенды в виде деревянных наличников, на которых будет размещена информация, куда можно заехать по пути следования. Такие стенды планируется устанавливать на основных трассах, граничащих с Тюменью. На заправочных станциях будут установлены информационные кубы с буклетами, картами и другой полиграфической продукцией, полезной для потенциального туриста.

Туристический потенциал планируют продвигать и с помощью инфокиосков, которые будут устанавливать в аэропорту, на железнодорожном вокзале, автовокзале в Тюмени, Ялуторовске, Тобольске.

Туристическая отрасль нашла свой локомотив

Вместе с тем продвинуть туристическую отрасль региона, только рассказывая о ней в буклетах и представляя на выставках международного масштаба, сложно и малоперспективно, уверена Трофимова. Тюменской области нужен был локомотив и им, по мнению Трофимовой, стал «Императорский маршрут», который предполагается запустить в России к 100-летию со дня гибели царской семьи.

Под единым брендом «Императорский маршрут» соединена сеть межрегиональных и региональных турпродуктов. Одним из первых выступит «Маршрут памяти Императорской семьи-2018», который и пройдет через Тюмень. Кроме областной столицы, «Маршрут памяти» будет пролегать через Санкт-Петербург, Москву, Пермь, Екатеринбург, Алапаевск, Тобольск — все те города, где пострадали члены царской семьи.

Презентуя «Императорский маршрут» заместитель министра культуры РФ Алла Манилова заявляла, что этот бренд имеет все предпосылки для того, чтобы стать популярным не только у внутренних, но и у зарубежных туристов.

Проект будет реализован под эгидой Министерства культуры совместно с Фондом «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество». Координатором проекта был назначен департамент потребительского рынка и туризма Тюменской области.

С событийным туризмом не прогадали

Помимо делового туризма тюменский регион сделал ставку на событийный туризм. Масленица в Ялуторовске, фестиваль исторической реконструкции «Абалакское поле», музыкальный фестиваль «Лето в Тобольском кремле» — именно эти мероприятия входят в ТОП национальных событий в календаре Ростуризма по итогам народного голосования.

Попадание в ТОП-событий говорит о том, что мероприятия, которые организует Тюменская область, проходят на высоком уровне, а значит приносят хороший результат в части привлечения туристического потока, уверена Мария Трофимова.

Но вместе с наплывом туристов, встает и вопрос организации сервиса на местах. Если говорить о Тюмени, то здесь, по словам Трофимовой, все в порядке. В городе достаточное количество гостиниц и объектов питания, и сервис налажен на высоком уровне.

По данным одной из компаний, занимающейся управлением отельными сетями, по уровню обеспеченности номерами Тюмень занимает лидирующие позиции в УрФО. На 1000 жителей приходится более 4 номеров, тогда как в Екатеринбурге этот показатель равен 3,85 номеров.

Примерно половину номерного фонда — 1631 номер — это отели в категории 3–4 *. Всего на рынке Тюмени более 3000 номеров, 313 средств размещения, среди них 53 отеля в категории 1–4 звезды, с общим фондом 2628 номеров.

Если же рассматривать Тобольск, то здесь есть шероховатости, которые еще предстоит устранить, заметила Трофомива. Так, номер в гостинице забронировать под какое-то мероприятие ближе к назначенной дате будет сложно. И уже сейчас две крупные гостиницы города открыли бронь на летние месяцы.

Есть проблемы и с объектами питания. Мария Сергеевна рассказала, что в прошлом году во время гастрономического фестиваля «Сибирский разносол» в Тобольск приезжали московские эксперты, они посетили рестораны и кафе города, пообщались с шеф-поварами и руководителями заведений, сформировали меню на время проведения мероприятия, чтобы оно было простым и понятным.

В этом году Тобольск снова готовится принять гостей на гастрономический фестиваль и фестиваль «Лето в Тобольском Кремле».

Кроме того, в этом году Тобольск готовится принять у себя фестиваль малых городов. Эту эстафету передал ему Суздаль. Тобольск станет четвертым городом, где пройдет такое событие.

Медицинский туризм пока не в тренде

Наравне с уже успешно реализующимися проектами есть и направления, которые еще только предстоит развить. По мнению самой Марии Трофимовой есть вещи, которые давно назрели и «их нужно было делать еще вчера». Много работы, например, в медицинском туризме. Это при том, что люди, которые приехали за санаторно-курортным отдыхом формируют значительную часть турпотока. Вместе с тем, медицинское направление особенно важно для региона, поскольку здесь есть возможность слияния медицинского и санаторного туризма. «В нашем регионе можно получить и лечение, и реабилитацию, чего нет во многих субъектах, и этим надо пользоваться», — заметила Трофимова.

Но для начала медицинским учреждениям нужно научиться себя продавать. «Не все крупные клиники Москвы обладают таким оборудованием и кадрами, какие есть у наших медицинских учреждений. Медучреждения готовы принимать пациентов из других городов, но они не умеют себя продавать и продвигать, и в этом направлении мы будем активно вместе с ними работать, так как наша основная функция — это продвижение», — пояснила Трофимова.

Въездной охотничий туризм: вопросов больше, чем ответов

Есть нерешенные вопросы и в охотничьем туризме. В Тюменской области есть много мест для охоты. При том сезон открыт круглый год, а площадь угодий — 23 млн гектаров, однако при таком природном богатстве этот вид туризма в тюменском регионе развит слабо.

Как пояснила Мария Трофимова, для европейских туристов возникают сложности при вывозе трофеев за рубеж, также остается открытым вопрос перевозки и хранения оружия.

Не проработана и экономическая составляющая. На сегодняшний день охотничий туризм, по мнению инсайдеров, весьма дорогое удовольствие, особенно для приезжих туристов, которым помимо приобретения лицензии, необходимо оплатить проживание и учитывать прочие расходы.

Вопрос ценовой политики касается не только охотничьего направления. По мнению Марии Трофимовой, адекватная цена должна быть на все услуги туристического бизнеса. Это касается и событийного туризма, и экскурсионных маршрутов, и интерактивных туров.

Так, например, возвращаясь к продвижению «Императорского маршрута», директор агентства по туризму заметила, что в этом маршруте в одной связке стоят три города Екатеринбург — Тюмень — Тобольск, и для того, чтобы турист захотел посетить этот тур, его цена должна быть приемлема. То есть на гибкую тарифную политику должны пойти в первую очередь авиа и ж/д перевозчики, осуществляющие перевозки в направлении Екатеринбург — Тюмень.

Несмотря на все существующие сложности, поток туристов в тюменский регион увеличивается год от года. Так по итогам 2016-го он составил 2,6 млн человек. Мария Трофимова отметила, что по не уточненным пока данным в 2017 году этот показатель был равен 2 млн 690 тысяч человек, на текущий год ожидается его увеличение еще на 2–3%.

"