Posted 8 октября 2017, 04:01

Published 8 октября 2017, 04:01

Modified 19 августа, 15:52

Updated 19 августа, 15:52

Тюмень. В поисках души. Часть IV. Потаскуй

8 октября 2017, 04:01
Полагаем, из названия уже понятно, какая репутация была у этого района в городе: нищая, унылая окраина, где живут бедняки и где можно только тосковать.

Старейший район Тюмени называли то Потоскуем, то позже Потаскуем. По предположению Сергея Кубочкина застраиваться район начал в XVIII веке и происходит его название от слов «тоска», «тосковать».

Первое упоминание об этой бывшей окраине города относится к 1826 году в связи со сбором налогов в городскую казну. Еще дальше располагалось лишь Всехсвятское кладбище и город, собственно, на этом заканчивался. Географически краеведы условно ограничивают Потаскуй современными улицами Хохрякова, Свердлова, 25-го Октября и Дзержинского.

Полагаем, из названия уже понятно, какая репутация была у этого местечка: нищая, унылая окраина, где живут бедняки и где можно только тосковать. Как писал известный тюменский предприниматель и меценат Николай Мартемьянович Чукмалдин в своей статье «Тюмень», угрозами свезти на Потоскуй и там оставить пугали расшалившихся шестилетних детей. И этого было вполне достаточно, чтобы шалун угомонился и принялся со слезами просить, чтобы его туда не отвозили.

Положение поменялось с развитием пароходства, а позже — приходом железной дороги и строительством пристаней на Туре. Вскоре неподалеку начали селиться обеспеченные люди: купцы, промышленники, городские торговцы. Интересно, что строить жилье владельцы предпочитали вблизи своих предприятий и магазинов. Так что пароходный владелец Игнатов был далеко не исключением.

Главной же достопримечательностью Потоскуя было множество публичных заведений, включая «дома терпимости» с веселыми девицами, харчевни и кабаки. Современники не раз упоминали в своих заметках, как сильно расцвела окраина города и в какое запустение пришли традиционно оживленные районы вроде Затюменки с появлением железной дороги. Одним словом, к началу XX века Потоскуй постепенно стал и хозяйственным, и увеселительным центром Тюмени. По предположению Кубочкина, видимо, тогда из названия испарилась буква О и появилась А — от слова «таскаться». У предков, надо сказать, с чувством юмора всё было в порядке. Если, конечно, эта версия верна — не все исследователи истории Тюмени её поддерживают. Все тот же Александр Иваненко недоумевает по этому поводу: кто в начале века не тосковал в городе? Бедняки боролись за кусок хлеба, богачи и купцы крутились, приумножая капиталы… Ну а уж по поводу «таскаться» — такое в XIX веке не особенно приветствовалось. К тому же в те годы в Тюмени жило немало старообрядцев. А у этих ребят были весьма строгие представления о морали.

В наше время, когда говорят «Потаскуй», чаще подразумевают дорогой ресторан на Хохрякова. Помнится, сатирика Михаила Задорнова изрядно повеселило это название. Не знакомым с историей Тюмени зрителям на его концерте было смешно.

До наших дней дожило немало потаскуйских деревянных и кирпичных особнячков. Попадаются старинные дома на 25 лет Октября в районе Ильинского женского монастыря, на Хохрякова, Дзержинского и других улицах. Чувствуют они себя, прямо скажем, по-разному. Одни отреставрированы, другие — в процессе обновления.

Ну а третьи, похоже, доживают свой век. Как, например, деревянный двухэтажный дом купца Колмакова на улице 25 лет Октября. Как сгорел он несколько лет назад — так и стоит с выбитыми окнами и закопчёнными стенами. Рядом — кирпичный флигель из того же ансамбля, живой, здоровый и ухоженный. Через дорогу — элитный жилой комплекс.

Совсем уж не повезло особняку купца Жернакова на Осипенко. Вот ещё в начале июня он за зеленым строительным забором. Почти отреставрированный, нарядный.

И сгорел…

Больше всего удивляет в Потаскуе именно странное соседство современных зданий и этой местами полуразваленной, полусгнившей старины. Вот, скажем, корпус современного офисного здания, а на его задворках, как гнилой зуб, торчит какой-нибудь дряхлый особнячок или вросший в землю частный дом советских времён.

Или вообще — стыдливо выглядывает из-за зеленого заборчика завалившийся и подгорелыйй барак. Ждет, пока его окончательно не снесут, и не построят что-то новое. Еще через квартал — очередная кичливая новостройка из стекла и бетона, а через дорогу — бывший купеческий дом начала прошлого века, в котором теперь находится ресторан. Тюмень — город контрастов.

Символично в современном Потаскуе ещё одно — зашкаливающее количество улиц, названных фамилиями тех или иных деятелей Октябрьской революции: тут и улица Свердлова, и Хохрякова, тут и улица Володарского, Комсомольская, Орджоникидзе. Даже улицы имени Сакко и Ванцетти, которые к Тюмени вообще никакого отношения не имеют. Да и в принципе историки до сих пор не определились, кто были эти двое: то ли обычные налётчики, то ли анархисты-экстремисты, борцы за права трудящихся. В любом случае — что их фамилии делают в Тюмени? Как и фамилия французского коммуниста Мориса Тореза, кстати говоря.

И посреди всей этой советской топонимики, прямо на улице Свердлова находится самый, пожалуй, уютный тюменский храм — церковь Всех Святых.

Кстати, до революции улица эта носила название Всехсвятской. Якова Свердлова православная общественность до сих пор поминает незлым тихим словом. Ироничнее только, что самое старое каменное здание Тюмени — Святотроицкий мужской монастырь располагается на улице Коммунистической. Тюменцы как-то уже привыкли и не особенно замечают, а вот гостей города этот факт всегда забавляет. Что поделать — такова уж наша российская история.

Что можно сказать, подводя итог? Наверное, что связь времён никогда не прерывалась. При должном желании можно найти немало параллелей схожего между древней Тюменью и современной. Да, город наш никогда не отличался утончённостью нравов и этаким флёром столичной интеллигентности. Но кем были наши предки? Умными, трудолюбивыми, предприимчивыми, упорными. Никогда не пасовали перед проблемами — будь то пожары, наводнения, распутица, набеги кочевников — и всегда умели из любой ситуации извлечь прибыль. И самое главное, с первых дней основания Тюмени люди всех национальностей умели находить общий язык и жить в добром соседстве. Хочется думать, и современные тюменцы остались такими же.

Автор проекта «Тюмень. В поисках души» Алексей Юркин

Подпишитесь