Posted 29 июля 2016,, 04:21

Published 29 июля 2016,, 04:21

Modified 11 ноября 2022,, 19:49

Updated 11 ноября 2022,, 19:49

Анастасия Баннова: Рынок загородной недвижимости еще «не повзрослел»

29 июля 2016, 04:21
Рынок загородной недвижимости отстает от многоэтажного строительства. Еще с десяток лет назад позволить себе строительство капитального загородного дома могли позволить лишь очень обеспеченные люди. Сегодня эта услуга стала доступнее, однако такого количества выгодных предложений, как застройщики жилых комплексов, девелоперы и строители не делают. О последних тенденциях на рынке коттеджного строительства интернет-порталу Nashgorod.ru рассказала эксперт рынка загородной недвижимости Анастасия Баннова.

Анастасия, с чего началась история с клубом загородных жителей?

— История с клубом выросла из моего личного опыта поиска земельного участка и строительства. Оказалось, что новичков на этом рынке почти 100%, поэтому родилось решение совместно изучать проблемы и возможности в формате живого знакомства с подрядчиками и наглядных демонстраций материалов и технологий. В 2011 году мы организовали автобусные экскурсии по трактам в сопровождении эксперта: эколога, краеведа и т.д. Мы заезжали в коттеджные поселки, там были их представители, которые от первого лица представляли территорию; посещали какую-нибудь деревню, где выступал местный житель. Он сообщал нам «инсайд» — как быстро приезжает скорая помощь, насколько хорошо откликается администрация на просьбы и т.п. Это были утомительные 4–5 часовые путешествия, зато давали емкое представление о тракте. Затем мы перешли к экскурсиям по коттеджам, чтоб дать представление о подрядчиках, конструктивах, планировках. Помимо этого, у нас много стационарных мероприятий — презентаций, семинаров, мастер-классов. Сейчас клуб переживает этап модернизации, поскольку с начала года мы получили три предложения по созданию аналогичного клуба в других городах.

В последнее время загородное жилье становится массовым выбором или по-прежнему это штучные эксперименты?

— Если сравнить с началом становления этого рынка, то, безусловно, он стал массовым. Загородка сейчас привлекает почти все категории населения. Причем важно понимать, что дом — это не предмет первой необходимости, за город едут к лучшей жизни. И каждый представляет её на свой лад, отсюда, в частности, пробуксовка предложений по застройке в едином архитектурном стиле. Кто-то всю жизнь мечтал жить в доме с башенкой, кто-то желает построить и передать внукам рубленый дом с русской печью. У нас сейчас что-то вроде периода романтизма. Можно презрительно называть тюменский новодел Шанхаем, но это неизбежный этап роста.

Важно понимать, что дом — это не предмет первой необходимости, за город едут к лучшей жизни

У потребителя есть проблема в адекватной оценке собственных потребностей и возможностей. Некоторые входят в дорогую стройку, вкладывают массу средств и времени в дом, который в итоге оказывается обременительным в содержании и неудобным в плане ежедневного семейного логистического круговорота: встретить ребенка из школы, увезти детей на развивающие занятия и т.п. Оказывается, что не с кем поговорить и некуда выйти, быстро надоедает и ощутимо ест бензин маятниковое движение «деревня-город-деревня».

В ранге новичка сегодня находится не только потребитель, многие компании переживают время становления. У них не отлажены бизнес-процессы, их часто обвиняют в халатности и некачественной работе. Некоторые грешат тем, что, в стремлении привлечь клиента, обозначают усеченную смету, при этом красивый ценник размещается рядом с красивой картинкой готового дома. Потребитель, не разбираясь в нюансах, остается в неведении относительно масштабов и стоимости доделки, потом с ужасом обнаруживает, что спланированного бюджета не хватает для того, чтоб хотя бы въехать в дом.

В ранге новичка сегодня находится не только потребитель, многие компании переживают время становления. У них не отлажены бизнес-процессы, их часто обвиняют в халатности и некачественной работе.

Этот рынок, к сожалению, не лицензируется и особо не контролируется, нет каких-то общепринятых терминов типа «дом под ключ» со строго определенной перечнем работ и материалов, поэтому потребитель, по сути, остается один на один с новым и довольно сложным рынком.

Больше или меньше стало желающих построить дом за городом в сравнении с прошлым годом?

— В прошлом году мы немножко «просели» с договорами на строительство. 2015 год — это был период осторожного достраивания. У нас же принято строить поэтапно. Например, осенью зальют фундамент, весной следующего года начинают собирать тепловой контур, на третий год делают отделку и так далее. Когда случился кризис, были панические звонки: «Что делать? Не бросать же стройку!» У нас были случаи, когда люди уходили от строительства блочного в сторону строительства из сип-панелей, кто-то сократился с двух этажей до одного. Справлялись с этой ситуацией как могли. В этом году, на мой взгляд, рынок живее. Тот «примороженный» спрос в этом году добавил движения.

Когда случился кризис, были панические звонки: «Что делать? Не бросать же стройку!»

Надо понимать, что строительство часто завязано на продажу квартиры или привлечение заемных средств. Когда эти процессы пойдут проще, сдвинется и малоэтажка.

Принципиально же от строительства и переезда многих отворачивает даже не финансовый вопрос, а отсутствие инфраструктуры. Это касается и социальных объектов, и дорог с коммуникациями.

Средняя стоимость строительства дома сильно снизилась?

— Строительные компании по цене немного «просели». Если, например, в 2013 году, возвести блочный дом стоило, грубо говоря, 18 тысяч рублей за квадратный метр, то сейчас с компаниями можно договариваться, начиная с 16 тысяч. Многие, стремясь сэкономить, сами пытаются выступать в роли прораба и уходят в строительство дома, привлекая на разные этапы работ разных подрядчиков: фундамент льет одна компания, затем приходит бригада каменщиков и так далее. Мы обычно призываем людей относиться к такому варианту со всей ответственностью, поскольку он требует определенных знаний, большого вовлечения и временных затрат. Плюс возникает момент перекладывания ответственности и частых срывов в логистике. Самый, пожалуй, распространенный пример касается кровельщиков, которые очень востребованы осенью, когда многие делают крышу. Если ваши каменщики опоздают к назначенному сроку с кладкой стен, очень высока вероятность того, что кровельщики скажут: «Извини, брат, день год кормит» и уйдут к другому заказчику, а вы останетесь в высокий сезон с незакрытым тепловым контуром. В итоге наймете кого попало втридорога.

Если ваши каменщики опоздают к назначенному сроку с кладкой стен, очень высока вероятность того, что кровельщики скажут: «Извини, брат, день год кормит» и уйдут к другому заказчику, а вы останетесь в высокий сезон с незакрытым тепловым контуром. В итоге наймете кого попало втридорога.

Уже несколько месяцев многие аналитики прогнозируют рост цен на недвижимость. Относительно загородных домов у вас те же прогнозы?

— Если и будет расти, то незначительно, потому что пока устойчивого подъема спроса нет. Тем более осень для загородной стройки — это не высокий сезон.

А чего сегодня требуют покупатели? На что обращают внимание в первую очередь?

— Несколько лет назад мы проводили опрос: на основе каких критериев люди выбирают земельный участок? Первый ответ был достаточно трезвый, это удаленность от города. Многие хотят купить участок не дальше 15 км от города. Потом начинаются такие ответы, как: «Хочу сосны на участке», «Хочу рядом водоем», и лишь третье и четвертое места занимали коммуникации, дороги с твердым покрытием, обслуживание поселка. Понимание, что в наших климатических условиях к природной красоте не доехать, если у вас грунтовая дорога, приходит только с фактом приобретения участка.

Что касается приоритетов по конструктиву, то в лидерах по-прежнему блочные дома, облицованные кирпичом, но и деревянщики свою долю увеличили. Стоит отметить, что многие вопросом «из чего строить» сейчас озадачиваются во вторую очередь, первичен запрос уложиться в строго регламентированный бюджет.

Первый ответ был достаточно трезвый, это удаленность от города. Многие хотят купить участок не дальше 15 км от города. Потом начинаются такие ответы, как: «Хочу сосны на участке», «Хочу рядом водоем», и лишь третье и четвертое места занимали коммуникации, дороги с твердым покрытием, обслуживание поселка.

Сколько нужно времени, чтоб потребитель «повзрослел»?

— Я думаю, нужно одно поколение.

С точки зрения частного застройщика, наверное, нужен непосредственный опыт, какое-то собственное соприкосновение с этой историей. Рынок же должен поспособствовать появлением каких-то хороших примеров, внятных ориентиров, которые зададут уровень, к которому будут стремиться. Поэтому нам еще есть куда расти.

"