Posted 15 июля 2015, 09:21

Published 15 июля 2015, 09:21

Modified 19 августа, 16:15

Updated 19 августа, 16:15

Тимофей Кулешов: Мы хотим не только развлекаться, но еще и спортом заниматься

15 июля 2015, 09:21
Прожженные байкеры на зиму прячут своих стальных коней в гаражи. Но для мотоциклистов эндуро сезонности не существует. Насколько в Тюмени популярна внедорожная двухколесная техника мы поговорили с куратором клуба K2B Team, спортсменом и инструктором категории "А" Тимофеем Кулешовым.

Тимофей, расскажи для начала тем, кто еще не знает, что такое «эндуро»?

– Этот вид мотоциклетного спорта пришел к нам из Европы и США. Само слово "эндуро" в переводе с английского языка (endurance) означает "выносливость", "преодоление". Соответственно, эндуро как вид мотоциклетного спорта, в отличие от других, характеризуется тем, что в нем нужно именно преодолевать. Это сложнее. Есть люди, которые считают, что эндуро – один из самых сложных технических видов спорта. Не в плане сложности с мотоциклами или физподготовкой, а именно с преодолением. Для примера: мировые соревнования собирают по тысяче человек, и только сотня доезжает до финиша, потому что остальные девятьсот просто не справляются. Им не хватает выносливости или они не справляются с уровнем.

Что вообще из себя представляет трасса эндуро. Это природный рельеф, ландшафт, это спуски, подъемы, грязь, камни. Бывают участки с искусственными препятствиями, где ставятся рядами автомобильные покрышки, в определенные фигуры выкладываются бревна. Это представляет определенную сложность, потому что не всегда на мотоцикле получается что-то преодолеть. По дороге-то бывает сложно на нем проехать, а тут тебе нужно перебраться через 50-сантиметровое бревно.

Что касается техники, то мотоциклы здесь идут специальные, внедорожные. Обычно из всех световых приборов они оснащены только фарами, потому что у нас бывают и вечерние соревнования. Характеризуются мощной подвеской, хорошим сцеплением колес, чтобы можно было кататься на грунте разного типа. Но это мировой уровень. На нашем тюменском уровне и уровне российском соревнования идут более любительские, потому что у нас, ну, по крайней мере, в нашем регионе, нашем федеральном округе нет спортсменов именно по эндуро, которые были бы профессионалами и получали за это деньги.

Чем отличаются эндуро и мотокросс?

– Мотокросс – это чуть-чуть другое направление. Здесь мотоциклисты ездят и прыгают по кругу на трассе протяженностью 700-800 метров. Эндуро же – это чаще всего движение из точки "А" в точку "Б" на расстоянии, к примеру, 30 километров. Хотя бывают и круговые гонки – есть такая под-дисциплина как эндуро-кросс. Трасса эндуро-кросса – это тоже стадион, но с препятствиями, камни-бревна, и все ездят по кругу.

Человек, которые числятся в нашем клубе и специализируются на эндуро, сейчас около 15, они разного возраста от 14 лет до 40 с небольшим. Всего в Тюмени таких людей конечно же больше, и количество это увеличивается. Мы ездим на соревнования, свои соревнования проводим. По уровню, конечно, они не такие сложные как, может быть, уровня чемпионата России (такие соревнования проводятся и мы пробовали в них свои силы), но мы все равно пробуем развивать этот вид спорта, привлекать людей. С 2012 года, когда мы организовали свой клуб, я вижу, что развитие идет. Не сказать, что семимильными шагами, потому что все строится на своих силах и своих деньгах, но потихоньку мы развиваемся.

Твое личное знакомство с мотоциклами эндуро когда началось и с чего?

– С 13 лет я начал заниматься в секции мотокросса в РОСТО ДОСААФ. Интерес проявил чуть раньше, лет в 12, пошел тогда в секцию юных техников, которая располагалась на Геологоразведчиков. Там был мотокружок, и там я делал первые попытки. Потом занимался уже в секции мотокросса. После этого приобрел свой мотоцикл и захотел сделать что-то свое, отделился. Ну и получилось у меня свое объединение, вот вплоть до того, что у нас есть своя мотошкола, где мы обучаем людей на категорию "А", то есть и учим передвигаться просто по городу, и внедорожным вождением тоже занимаемся. Всячески пытаемся популяризировать это направление.

Внедорожные мотоциклы изначально такими продаются или вы их дорабатываете?

– Нет, это заводские варианты. Есть известная японская четверка – Kawasaki, Suzuki, Yamaha и Honda, производители мотоциклов, у которых есть версии и для мотокросса, и для эндуро. Есть европейские марки: KTM, Husqvarna, Husaberg, они тоже производят аналогичные мотоциклы. Единственное, что от нас требуется – подбирать покрышки под грунт, обслуживать технику самостоятельно, не пользуясь сервисами, потому что это достаточно дорого, и далеко не все могут это себе позволить. А с мотоциклами приходится очень много возиться, потому что мы постоянно на них. Вот недавно вернулись с Кубка Урала – грязь, лужи по колено. Мотоцикл от этого страдает. На наших плечах только обслуживание, что тоже сейчас недешево в связи с подорожанием всего, особенно заграничных продуктов, а запчасти мы заказываем именно оттуда.

А какие-то трудности с обслуживанием, заказом запчастей бывают, кроме высокой цены?

– Да нет. В принципе доступ есть ко всему, можно все что угодно заказать, сложность только в стоимости. Курс доллара поднялся, все подорожало. А так все реально.

Насколько на сегодняшний день развит мотоспорт в Тюмени? Вы не единственная секция в городе?

– Получается, что у нас из мотоциклетного спорта в Тюмени, именно внедорожного мотокросса, на данный момент существует вместе с нами, наверное, четыре организации. Первая – это "Воронинские горки", там работает секция, подведомственная областному департаменту по спорту, где собирается сборная Тюменской области, которая ездит на соревнования. Но именно по мотокроссу. Эндуро они не занимаются, но могут иногда к нам приехать покататься. Вторая – это "Старт XXI век" в поселке Антипино. Она подведомственна городскому департаменту. Эти ребята тоже ездят на соревнования, у них занимаются и дети, и взрослые. Есть РОСТО ДОСААФ, где в свое время я начинал заниматься, но там секция сейчас находится в упадке, я даже не знаю работает она вообще или нет. Ну и мы, которые организованы сами по себе как любительский клуб, независимо от департаментов. Те организации, соответственно, находятся на финансировании, там работает тренер, там дети ходят на занятия. У нас все немножко по-другому. Мы сами решаем ехать или нет на соревнования, тренироваться или нет. С одной стороны, это конечно минус. С другой – плюс. Нет сильной мотивации у людей, поэтому может быть результаты не всегда достойные. Но опять же мы вольны делать все, что хотим, у нас есть определенная свобода.

Если оценивать в целом, то развитие мотоспорта у нас слабоватое, потому что в упадке находится Мотоциклетная Федерация, которая некоторое время назад влетела в долги и до сих пор нет возможности ее вытянуть. И я пытался ей заниматься, но там есть определенные сложности с документами, и из-за этого ничего с места не сдвигается.

В конце прошлого года менялось руководство на "Воронинских горках", и в связи с этим там был переворот, определенная шумиха. Просто родители детей из секции начали ругаться, почему ничего не происходит, почему нет тренировок. В итоге сменился руководитель "Воронинских горок", а перед этим они отчитывались перед всеми желающими и сказали, что у нас в Тюменской области мотоциклетным спортом занимаются 1100 детей. Все спросили себя: "Да ладно? И где они?" Нет, может быть они посчитали и Ханты, и Ямал, и то я не уверен, что набралось бы столько детей. Если у нас в Тюмени взять именно тех, кто занимается в секциях, не брать нас любителей, от силы наберется человек 40. И тут сразу возникает вопрос: если по отчетам 1100, значит денег выделяется больше, а тратится меньше. Ну это, конечно, уже догадки и я не могу уверенно говорить об этом – бумаг не видел. По крайней мере с их слов это звучало так и вызвало много вопросов. Но никто это копать не хочет.

Поэтому небольшой упадок есть. Раньше, когда я начинал заниматься, в городе проводилось по четыре-пять хороших, крупных соревнований в год. Сейчас, дай Бог, одно-два проведут мелких клубных, городского уровня, и все. Уровень УрФО, уровень области весьма запущены. С воронинской трассой есть сложности, потому что она принадлежит одним, те отдавать не хотят, пользоваться тоже не дают. Это вообще отдельная тема для разговора.

Упадок есть и с нашей стороны. Мы вроде можем проводить мероприятия, но мы тоже сильно зависим от бюджета. Мы можем найти тысяч 15, вложить их, провести соревнования, но уровень будет, сама понимаешь – хватит только на кубки и медали. На хорошие подарки, хорошую подготовку трассы мы уже не тянем. Но все равно что-то да проводим.

Вот, в прошлом году мы проводили соревнования "Железный дровосек" в Кулиге. Участники, кто приезжали из Екатеринбурга, Кургана, с севера, были очень довольны. Уровень получился хороший, мы хорошо подготовились. В этом году не знаю, получится у нас или нет, потому что у Кулига-парка тоже появились определенные сложности.

Но мы пытаемся по два-три мероприятия в год проводить. В этом году не знаю как пойдет, пока никакой конкретики нет. Хочется провести что-то нормального, хорошего уровня, но пока не можем определиться с местом.

Отсутствие своей площадки – тоже для нас огромная проблема. Мы пытались ее найти, договориться, чтобы дали землю, народ по департаментам ходит, земельные вопросы решает, но процесс идет очень тяжело, землю не дают. Либо дают где-то в лесу километров за 40, куда очень тяжело добраться, либо предлагают платить аренду. А откуда у нас аренда, кроме как из личных денег. Отсутствие своей площадки – это огромный тормоз для развития. Мы ездим тренируемся по лесам, по заброшенным карьерам, по трассам мотокросса, которые есть, Воронино, Антипино. Ну и собственно все. Что дает наш скудный ландшафт, то и используем.

А ты можешь выделить какой-то регион, в котором уровень эндуро и мотокросса можно назвать показательным?

– Ну, если сравнивать, допустим, с нашими соседями в плане эндуро и мотокросса, Свердловская область и Екатеринбург очень хорошо развиты. Там Мотофедерация очень хорошо работает, в ней очень много людей. Они добились того, что им дали в черте города сделать хорошую трассу. Клуб хороший у них. У них эндуро занимается очень много народу, потому что и город сам больше. Но они не могут организоваться во что-то единое. У нас получилось, мы организовались, мы проводим свои соревнования. Мы приезжаем на Кубок Урала – там сплошной Екатеринбург, но у них нет какого-то клуба. Они словно каждый сам за себя. Хотя вот бы взяли и провели у себя в Екатеринбурге гонку какую-нибудь, да там бы местных только человек 50 набралось. Но они не могут. Однако в плане развития в целом Екатеринбург очень показателен.

Понятное дело, Центральная Россия, Москва – там просто из-за количества человек все достаточно неплохо. Их много, они работают, они проводят несколько этапов эндуро-кросса. Народ тоже тащит все своими силами, но уже уровня России. Мы один раз ездили, в прошлом году на такие соревнования, впечатления очень позитивные, уровень очень высокий, нам до него расти и расти. Из ста человек я до 25-го места дотянул, но не финишировал. Люди, которые финишировали, проехали по шесть кругов, я еле осилил три (улыбается). Потому что уровень трассы очень высокий. Но мы стремимся к лучшему. Да, у нас есть определенный тормоз в количестве людей, потому что город у нас не сильно крупный, и в отсутствии финансирования, которое бы очень не помешало. Хотя бы на поездки, на тренировки, на подготовки трассы. Никто уже не говорит про покупку мотоциклов, которые по 500 тысяч стоят. Но хотя бы какая-то поддержка была бы очень кстати.

А вообще так интересно получается. У нас уже куча проектов написана, для молодежной политики, для грантов и так далее. Приходим, все говорят "О, классный проект! Но мы вам не дадим денег (смеется). Но проект классный, вообще классный". И так постоянно. Когда мне в очередной раз говорят "Все супер, я думаю, что все получится", я про себя думаю "Угу". И в итоге слышу: "Ну да, вот так вот. Нам больше подходит какая-нибудь помощь молодым матерям, чем молодым мотоциклистам".

С какого возраста дети могут начинать занятия в мотосекции? Я просто смотрю, на соревнованиях зачастую катаются уже 5-летние малыши.

– Да-да, там получается, что самый младший класс – 50 кубов, "полтиннички" – начинает заниматься с 4-5 лет. Эти детишки еще говорят-то не всегда уверенно, а уже ездят. У одного из наших ребят как раз есть такой мотоциклик, он дочку пытается учить. Ей пятый год, она потихоньку ездит. Но она девочка, ей может быть не очень-то и интересно это. Она еще не определилась, то ли ей у дома на площадке хочется гулять, то ли на мотоцикле кататься. Но парнишкам вроде как нравится.

Для детей идут специальные маленькие мотоциклы, с дополнительными колесиками, как на детских велосипедах, которые потом убираются. И там все просто: газ открыл, и он едет. Не надо переключать передачи, трогать сцепление. Они малюсенькие, но взрослого увезут легко. По мощности они очень неплохие.

Верхнего ограничения тоже практически нет. У нас есть в Тюмени мотокроссмены, которым уже 50 лет и больше. Но это опять же любительский уровень. Если брать профессиональный спорт, там есть рамки. Если ты начал с семи лет, в 25 уже все, будь добр на пенсию.

В целом у нас уровень области, региона не такой высокий. Если брать Россию – я уж не говорю про Европу и мир – мы очень далеко позади.

Вы участвуете в общественной жизни? С байкерами катаетесь?

– Стараемся. В День байкерской культуры мы всегда проводим свои соревнования, опять же для развития, для привлечения внимания, чтобы показать, что есть байкеры, которые сидят и шашлыки едят, а есть другие, которые по песочку гоняют. В прошлом году мы участвовали в выставке социальных проектов, предлагали то направление развития, которое возможно для нас, показывали, что мы можем и секцию детскую организовать, и с неблагополучными подростками работать. Заняли в итоге второе место в своей категории спортивной по области. Это хороший результат. Думали, что вообще ничего не займем. Ну кому нужны эти мотоциклы? А в итоге второе место.

Пару раз к нам приезжали дети из Ялуторовска, из детского дома. Мы их катали, показывали, как мы тренируемся. Так или иначе мы пытаемся максимально в каких-то мероприятиях участвовать. Куда приглашают, туда идем без вопросов. Платят, не платят – вообще неважно. Если на бензин дадут, уже хорошо. Нам максимально интересно рассказывать о себе, развивать это направление.

Байкерские мероприятия стараемся затрагивать. Мы ведь тоже часть мотоциклетного мира. Но хочется какие-то свои вещи проводить, опять же упираемся пока в возможности. Время, силы, финансы – собственно, как обычно.

Вы, получается, держитесь немного в стороне от всей этой байк-тусы?

– Безусловно, мы часть ее, но немного в стороне. У нас другие цели и задачи. Мы хотим не только кататься и развлекаться, но еще и спортом заниматься, вести более-менее здоровый образ жизни, участвовать в соревнованиях, защищать честь области и города. То есть мы приезжаем на соревнования, мы – Тюмень, нас все знают, потихоньку формируем вокруг себя, вокруг города ореол, что здесь есть эндуро, что здесь есть спортсмены. Специально для этого мы зарегистрировали некоммерческую организацию, чтобы была возможность какие-то договоры заключать, но пока еще не пришлось ей активно пользоваться. Мы держим ее на будущее. Вдруг когда-нибудь у государства возникнет интерес с нами сотрудничать.

Многие мотоциклисты загоняют свой транспорт в гараж до весны. Для вас нет разницы зима или лето на дворе?

– Сезонности для нас не существует. Зимой мы просто переобуваем резину, кто-то встает на "шипы", кто-то на резину без шипов, но все-таки зимнюю. Так же тренируемся, кто-то даже по городу ездит, чуть ли не на работу каждый день. Зимой немножко сложнее в плане соревнований. Одно-два мероприятия может быть за зиму проводится. Мы в этом году хотели свою гонку провести – не получилось, не потянули. Потому что нужно было заранее готовиться, а там уже и зима кончилась, пока надумывали. С тренировками посложнее, потому что световой день короче. Люди все работают, отработал – уже темно. То есть остаются только выходные, раз в неделю максимум. Но катаемся, чтобы навыки не забывались.

А с другими регионами как отношения складываются? Есть у вас какое-то свое братство?

– Так получается, что между теми, кто ездит на соревнования эндуро, происходит небольшое сплочение. Мы активно общаемся в социальных сетях, делимся новостями, ребята приглашают нас на соревнования, мы приглашаем их к себе. Кубок Урала в Кыштыме Челябинской области – это вообще своеобразная мекка, куда все съезжаются, и в палаточном лагере просто все перетекают с места на место. Все ходят друг к другу в гости, все общаются, все друг друга знают по именам.

Вроде бы соперники, но в итоге общаемся. Я в прошлом сезоне очень хорошо общался с основным своим соперником. Мы постоянно болтаем, переписываемся, что-то обсуждаем, хотя на трассе у нас очень жесткое соперничество. Мы весь сезон шли рядом, менялись местами, но на наше общение это не повлияло. В целом у нас такая хорошая, приятная тусовка. Вот чем профессионалы и отличаются от любителей. У профессионалов каждый сам в себе, а любители более открытые. На фоне общего интереса есть возможность чуть-чуть сблизиться. Не скажу, что это именно братство, но это хорошая дружба.

Мы пытались с помощью своих друзей на севере и в Екатеринбурге открыть свой филиал клуба и мотошколы, но пока люди не готовы к такому, в том плане, что не могут найти себе еще помощников. Есть один человек, который хочет, но он говорит, что не потянет один. Поэтому пока мы только в Тюмени.

Такой вопрос. Ты выезжаешь на трассу. Перед тобой бревна, покрышки, ямы, холмы. От чего будет зависеть твоя победа? От мастерства, выносливости, везения, мощности твоего мотоцикла?

– На трассе главное опыт, накатанность и натренированность. Характеристики мотоцикла в эндуро не так важны. Если взять дорожные виды спорта, типа супербайка, там прямая протяженностью 200 метров на асфальте. У кого мотоцикл мощнее, тот быстрее ее проедет. У нас же важно именно умение.

Допустим, на Кубке Урала я езжу на мотоцикле с двигателем 250 кубических сантиметров. У многих – 450 кубов, но мне это не мешает занимать лидерские позиции и выигрывать. Важно именно умение и преодоление, важна выносливость. Потому что у нас заезд длится около часа, а это кочки, ямы, бревна и так далее. Конечно все зависит от сложности трассы. Вот на первом этапе мы ездили, он был очень сложный: трасса мокрая, грязная, много ям, много колей и камней, постоянно в лужах увязали. Чем больше тренировок, тем больше умения и уверенности. Суть в контроле. Если ты понимаешь, что ты контролируешь ситуацию, ты можешь быстро проехать участок. Да, тебя будет колбасить, ты будешь подпрыгивать, будут какие-то места, где ты будешь падать, но в итоге ты будешь подниматься и ехать дальше. А кто-то так упадет, что уже дальше не поедет. Опыт и подготовка – залог успеха.

При этом физическая подготовка не настолько важна как в беге или плавании. Здесь важна именно накатанность, скажем так. Чем больше ситуаций ты проедешь и попробуешь, тем к большему ты будешь готов. Кто больше тренируется, тот и побеждает. Поэтому есть смысл ездить на гонки, даже если ты только начал. Это хороший опыт.

Я заглядывала в ваш календарь на этот год. Местных соревнований совсем мало...

– Этот сезон начался как-то тяжеловато. В клубе произошли некоторые изменения – разделение на старших и младших. Тем, кто повзрослее, не понравилось, что начинает взрослеть молодежь и тоже что-то из себя представлять. Они поэтому отделились. Но это может быть и к лучшему, потому что их интересы как раз больше заключаются в том, чтобы выехать в лесок, посидеть пива попить. Конечно, это тоже туристическое направление, оно и нам присуще – просто поехать, посмотреть, посидеть, погулять, но мы делаем упор на спортивную направляющую, что мне лично больше интересно.

В плане соревнований к этому времени у нас обычно уже мероприятия два проходит. В этом году было пока только одно – соревнования на День байкерской культуры. Я очень хочу, чтобы мы смогли провести в этом году еще одну гонку "Железного дровосека". В Кулиге либо нет, пока не знаю, пока нет договоренностей. Спонсоры тоже неохотно реагируют. Мы находим поддержку мотоциклетных магазинчиков, но они дают призы, а не финансируют. И эти призы идут победителям. Это весьма неплохо, потому что от уровня призов зависит и уровень соревнований. Мы им очень благодарны, но нам не хватает именно постоянной поддержки, не сказать, что крупной, но хотя бы какой-то. Чтобы мы знали, что у нас есть в месяц, допустим, 15 тысяч рублей, и мы можем потратить их на подготовку трассы или на покупку запчастей и расходников, которые приходится постоянно менять. Любительский спорт тяжело вытягивать просто так, своими силами. Клубный гараж мы арендуем, делим аренду каждый месяц на всех. Сейчас мы переезжаем в другой гараж, там нужно сделать ремонт. Это тоже вложения.

Ты сказал про упадок, но продолжаешь заниматься мотоспортом. Почему?

– Ну, вообще жаловаться не хочется. Вроде все нормально, вроде потихоньку катаемся, народу нравится. Просто я вижу где-то там дальше хорошее светлое будущее, к которому надо идти. Надеюсь, когда-нибудь мы перерастем в хороший крупный клуб, который будет заниматься обучением, где те же молодые парни смогут работать, возможно откроем свое СТО, будем проводить соревнования и развивать этот вид спорта более активно.

Самое логичный и подходящий для нас вариант был бы, если бы какой-то из департаментов взял нас под свое крыло, и уже с их помощью мы бы могли проводить соревнования. Подведомственность – это внесение мероприятий в календарь, под нормальной эгидой государства, возможность делать что-то именно с их разрешения. А так нам все равно приходится подстраиваться под кого-то. Вот, допустим, в конце мая в Метелево традиционно проводятся соревнования по дрифту. Мы обычно параллельно с ними делаем гонку. В этом году они нам сказали: "Мы не хотим, чтобы вы были". Потому что в прошлом году от них очень много зрителей ушло к нам, которые якобы смотрели мотогонки, а не дрифт. И вообще мы им мешали, потому что ездили и шумели. Поэтому в этом году мы не смогли провести там гонку, просто потому что они не разрешили. Мы очень сильно зависим от хозяев земли, а у них – по настроению. На День байкерской культуры нам тоже могли сказать "Нет, в этом году мы не будем вас пускать на Верхний Бор", и все, у нас бы не было и этой единственной гонки, которую мы провели.

Так получается, что ты приходишь в департамент с проектом, с наработками. Мы существуем уже четвертый год и мне пальцев на руках не хватает, чтобы пересчитать количество наших мероприятий. А там говорят: "Вот, вы знаете, у нас уже есть мотосекция "Воронинские горки", идите к ним и они вам помогут, на их базе все сделайте". Естественно, что это все наши знакомые, мы со всеми общаемся и знаем, что мы им нафиг не нужны. Потому что они сами с собой-то там еле крутятся. Мы конечно можем прийти к ним, никто нас не выгонит. Но мы будем там слоняться из угла в угол в их клубах и ничего не делать. Поэтому я в свои 17-18 лет и грезил создать свою организацию, чтобы ни от кого не зависеть. И в этом есть определенные успехи. Но пока что мы уперлись в планку.

Вот недавно случай был. Общаемся с директором Верхнего Бора, и он говорит, что может быть на их трассе можно сделать площадку для нас, для соревнований, для тренировок. У меня глаза загорелись. В День байкерской культуры провели гонку, ну, понятно, разрыли немножко песок, разбросали. Все, директор передумал, говорит, слишком трассу убиваете, нам ее прибирать. Так мы ее и сами могли прибрать и разговаривали об этом. Но он отказался. Вариант пропал.

Сейчас ведем разговоры с воинской частью под Тюменью, в сторону Андреевских озер. Рядом с ней карьеры – великолепное место для катания, потому что там очень хороший обзор и всякие горки. Мы там давно тренируемся. Мы просим воинскую часть, чтобы они нам разрешили официально там что-то делать, кататься, мероприятия проводить, на то же 23 февраля мы могли бы что-то устраивать, под их же эгидой. Но всю эту машину очень тяжело сдвинуть с места.

По департаментам тоже ходили. Вот с Мотофедерацией как было. Это очень нужная вещь, это организация, которая должна заниматься развитием мотоспорта, но ее похерили и сейчас этим развитием как бы занимаются "Воронинские горки". Мотофедерацию восстановить очень тяжело, потому что у нее есть долги на уровне России за членство. Чтобы открыть новую, нужен бюджет около ста тысяч рублей и чтобы восстановить старую – примерно столько же. Мы думали взяться за это, я даже начинал. Когда были собрания, меня предварительно выбрали руководителем Федерации, но чисто финансово у нас нет возможности вложиться и запустить ее. Хотя именно с Федерацией департамент готов работать. И получается такой замкнутый круг. Но мы не теряем надежды, верим, что все получится. Мы стараемся развиваться. Конечно, бывает так, что руки опускаются. А потом думаешь: "Да нет, вроде все нормально ведь".

Тут еще от интереса многое зависит. Вот я преследую свои личные интересы: мне хочется этим заниматься, я езжу, я участвую, я общаюсь с людьми. Конечно, есть общие цели, мировые, так скажем: развивать эту сферу, детей учить. Получится – хорошо, не получится... Да должно получиться! (смеется)

Беседовала Ольга Боровикова

Подпишитесь