Признаюсь честно, к Nissan Juke я настроен крайне скептически с момента его появления — при виде первых серийных машин я плевался от ужасного, на мой взгляд, дизайна, а после очного знакомства с автомобилем я лишь укрепился во мнении, что эта модель не для меня: «на лицо ужасная», тесная внутри, с маленьким багажником и множеством других недостатков, которые я старательно выискивал в машине, задвигая на второй план все-таки имеющиеся достоинства. Стоит ли говорить, с каким настроением я ехал на презентацию модификации Nismo — было ощущение, что имя легендарного спортивного подразделения принесли в жертву маркетинговому успеху, ведь Juke, как это ни странно, но стал в нашей стране весьма популярен!
Не ждал я ничего хорошего и от формата тест-драйва — опыт подсказывал, что совмещенный с презентацией тест вряд ли позволит составить более-менее полное впечатление от новинки, ведь когда ты садишься за руль, а рядом сидит менеджер автосалона, то сразу появляется невероятное количество «не»: не разгоняться, с асфальта не съезжать, тут не ехать, там не ехать и вообще давайте сделаем пару кругов вокруг шоу-рума и разойдемся миром. Оттого было еще приятнее ошибиться в своих ожиданиях.
При входе в шоу-рум дилерского центра «Гранд Моторс», где и проходила презентация для журналистов, гостей ждала пятерка сверкающих на солнце лаком кроссоверов — после просмотра фильма, посвященного истории, настоящему и будущему подразделения Nismo, состоялся небольшой брифинг. Сотрудники компании «Nissan Россия», посетившие мероприятия, рассказали о программе теста — суть была проста: в машинах установлены навигаторы с заданным маршрутом и отмеченными фототочками, правила дорожного движения не нарушать, обо всех проблемах сообщать организаторам, а в остальном — добро пожаловать за руль! Впереди почти две сотни километров по городскому трафику, загородным трассам и дорогам разного качества — от асфальтированных улиц Тюмени до разбитых проселков, укатанных грунтовок и сельских «автобанов» из плит. Клиентам предложены две модификации: переднеприводная с шестиступенчатой механической коробкой передач и полноприводная с вариатором по цене 1 074 000 и 1 193 000 рублей соответственно. На тест досталась именно полноприводная версия с вариатором.
Прежде чем усесться за руль и отправиться на маршрут, первым делом осматриваем новинку — от стандартного Juke модификация Nismo отличается красными, точнее даже бордовыми, накладками на зеркала и линией такого же колера по нижней кромке автомобиля, подчеркивающей аэродинамический обвес и новые бамперы. Новинке добавили 18-дюймовые облегченные колесные диски, спереди появились светодиодные ходовые огни, видоизмененная решетка радиатора и тонировка фар, по бокам видны глянцево-черные центральные стойки, расширенные колесные арки, а сзади появились диффузор, антикрыло и увеличенная накладка на выхлопную трубу. В целом облик и без того не скучного Nissan Juke получил дополнительный заряд энергии и бодрости, сделав машину еще заметнее. По заверениям инженеров Nismo, доработанные кузовные детали улучшили аэродинамику кроссовера.
По идее, улучшение аэродинамики и более агрессивные внешний вид — обязательное условие для модификации, которую именуют спортивной. Неудивительно, что поработали инженеры Nismo и над технической составляющей — мощность бензинового турбомотора объемом 1,6 литра выросла до 200 л.с., а крутящий момент после тюнинга составляет 250 Н/м, также в соответствии с возросшими характеристиками были перенастроены подвеска и рулевое управление. Прибавка достаточно скромная (+10 л.с. и 10 Н/м), но в сочетании с измененными настройками этих штрихов хватило, чтобы мастерски поменять характер машины.
В Nismo сумели проявить свой талант в подготовке спортивных автомобилей — Juke не превратился в бескомпромиссный спорткар, растеряв приспособленность к повседневной эксплуатации, но небольшими мазками кисти художники Nissan Motorsport сумели заострить характер модели. Да, сократился разгон до зачетной сотни (естественно, версия с «механикой» динамичнее вариатора, но лишь на считаные десятые доли секунды — 7,8 против 8,2), да, максимальная скорость выросла (215 км/ч против 200 км/ч), но при этом расход топлива остался таким же, как и у 190-сильногой модификации.
Познакомившись до презентации Juke Nismo с базовыми версиями модели с 94-сильным, 117-сильным и пресловутым 190-сильными моторами, можно сравнивать новинку с ее стандартными собратьями. Вот именно в этом сравнении и чувствуется прирост показателей — модификация от Nissan Motorsport крепче держится за дорогу, крены кузова стали меньше, подвеска стала плотнее, а рулевое управление оказалось более информативным. Все это позволяет мчать во весь опор, сохраняя уверенность в автомобиле. Каюсь, во время теста на второстепенных дорогах меж полей и лесов скорость порой доходила до 190 км/ч и это по бетонным плитам — подвеска ни разу не сработала на пробой, разве что пару раз чувствовалось, что машина «обута» в низкопрофильную резину. При этом траекторию автомобиль держит четко даже в повороте — вероятно, можно разменять и все предельные 200 км/ч, но тут уже работает инстинкт самосохранения: в Nissan Juke Nismo уверенность есть, а вот в своем водительском мастерстве — нет.
Заслуга столь великолепного поведения машины в поворотах в системе управления вектором тяги Nissan Torque Vectoring System. Многорычажная задняя подвеска, система управления полным приводом Nissan All-Mode 4×4-i вкупе с системой TVS делают автомобиль более маневренным — умная электроника увеличивает подачу крутящего момента на наружное заднее колесо, сводя этим к минимуму недостаточную поворачиваемость. Благодаря этому Juke Nismo держится на дороге как приклеенный, и это, поверьте, не фигура речи — достаточно сначала прокатиться на базовой версии Juke, а потом опробовать Nismo.
За динамику отвечает другая электронная система под названием NDSC — с центральной консоли нажатием кнопки можно изменять характеристики управления дросселем, усилием на руле и настройками вариатора. Доступны три режима — стандартный Normal, экономичный Eco и спортивный Sport. Если честно, то особой разницы в этих трех настройках почувствовать не удалось, так что, побаловавшись с переключателем в начале пути, львиную долю дороги проехал в режиме Sport — название модели обязывает! Весьма интересно организована работа системы NDSC и климатической установки — управляются они одними и теми же кнопками, которые в зависимости от выбранного режима, D-Mode или Climate, отвечают за разные функции.
Что интересно, тормоза доработкам не подвергались и перекочевали в неизменном виде с модификации с мотором мощностью в 190 л.с. Проблем в ходе теста не возникало — автомобиль всегда четко и безпрекословно реагировал на нажатие педали, обеспечивая надежное замедление даже после продолжительного движения на предельной скорости.
Относительно полного привода можно сказать, что он, конечно, не уравняет силы Juke с возможностями того же Nissan Patrol на серьезном бездорожье, но кроссоверу вполне по силам уверенно перемещаться как по укатанной грунтовке, так и по раскисшей от дождя проселочной дороге. Клиренс после спортивной подготовки в Nismo не уменьшился и составляет все те же 180 мм, однако геометрическая проходимость чуть пострадала — из-за нового обвеса модель стала на 30 мм длиннее и на 5 мм шире, а масса немного подросла (1441 кг весит полноприводная модификаци, 1295 кг — переднеприводная). Основным же ограничителем проходимости выступает… жалость к красивом обвесу и колесам. 18-дюймовые низкопрофильные покрышки с увеличенной шириной и легкосплавные диски повредить при съезде с асфальта — раз плюнуть, а вот остаться с пробитым колесом где-нибудь в стороне от оживленной трассы — приключение не из приятных. Тем более что на российских дорогах даже федеральная трасса может подкинуть сюрприз в виде ямы, в которой на скорости 90 км/ч можно не то что покрышку с 45-м профилем пробить, а полностью колесо с подвеской оставить.
Тут стоит перейти к вопросу практичности. Запасного колеса у Juke Nismo нет — под полом багажника сиротливо приютилась докатка, впрочем, багажника как такового нет тоже. За вторым рядом сидений можно разместить разве что пару крупных сумок да и только — такова цена за спортивный силуэт кроссовера. В салоне тоже особо не размахнешься — на заднем сиденье поместятся разве что пара взрослых мужчин. Места в коленях буквально впритык, как и места по высоте — голова в крышу не упирается, но на хорошей кочке можно проверить, что прочнее — собственный череп или металл Nissan.
Конечно, не обошлось без спортивных ноток и в интерьере — сиденья как спереди, так и сзади отделаны алькантарой и отличаются более цепкой обивкой, нежели стандартные. Передние кресла к тому же обрели заметную боковую поддержку, которая весьма актуальна при атаке поворотов. Черная отделка потолка, облицовка центральной консоли черным глянцевым пластиком, фирменная табличка с логотипом Nismo у рычага коробки передач, стальные накладки на педали, красная прострочка обивки и красная же накладка на шкалу тахометра, эмблема Nissan Motorsport на металлической накладке порогов дверей — вот отличия интерьера версии Nismo от простого Juke. Ну и нельзя не упомянуть, пожалуй, самый полезный элемент тюнинга — новый руль. Рулевое колесо отличается оптимальным сечением и отделкой из алькантары и кожи, которая делает руль не просто приятным на ощупь, но и весьма хватким при управлении. Красная «нулевая» метка в центре руля служит самым ярким напоминанием о спортивном характере автомобиля.
Стоит упомянуть и об информационно-развлекательной системе Nissan Connect, которая сочетает в себе штатную навигацию, мультимедийный центр с возможностью беспроводного подключения телефона, камеру заднего обзора и функционал Google Send to Car. Для активных пользователей электронных сервисов и социальных сетей предусмотрена возможность установки особого приложения от Nismo на планшетник iPad, которое позволит получать данные (величину перегрузок, время круг и т.п.), а также выкладывать их в соцсети на зависть товарищам. В целом, салон оставил приятное впечатление, но и без минусов не обошлось.
В ходе тест-драйва я неоднократно менялся местами со своими коллегами, что позволило вывести «общий знаменатель» в поиске минусов Nissan Juke Nismo. Самой главной недоработкой не только на мой взгляд является отсутствие штатного подлокотника между передними сиденьями — если левую руку можно примостить на дверь, то правой катастрофически не хватает поддержки, на весу рука устает очень быстро. Впрочем, в качестве опции за дополнительную плату подлокотник купить можно, и он даже будет выполнен в стиле отделки версии Nismo. Но вот ни за какие деньги не приобрести регулировку руля по вылету — подобрать оптимальную посадку, конечно, можно, но сделать это будет непросто. Из разряда вкусовщины — качество пластика в салоне и шумоизоляция. Все же в автомобиле за миллион с лишним хотелось бы видеть более качественный материал на передней панели и дверях, а шум покрышек и грохот камешков в колесных арках способен довести до белого каления в долгих поездках. Выход только один — сделать громче штатную аудиосистему, но ее звучание способно удовлетворить только непритязательного слушателя. Тем не менее, по качеству сборки претензий нет — в Тюмень автомобили прибыли после тест-драйвов в Новосибирске и Омске, но испытания у журналистов машины вынесли с честью.
Свою ложку дегтя заслуживают и сиденья. Да, боковая поддержка и алькантара это хорошо, но еще лучше было бы добавить систему охлажденья — подогрев есть и довольно эффективный, а вот охлаждения нет и потому достаточно быстро спина и все, что пониже, быстро «прилипает» к обивке кресла, а водитель и передний пассажир варятся в собственном соку. Перфорация обивки в районе подголовника и боковых «крыльев» ситуацию не спасает. Увеличившаяся боковая поддержка несколько осложнила доступ к регулировкам сидений, но стоит один раз подогнать кресло под себя и про это неудобство можно забыть.
Порицания заслужил и двигатель. Во-первых, басовитый рык, который доносится в момент разгона, басовитым является только для тех, кто внутри салона — снаружи же нет никакого намека на породистый звук мотора, «на улице» слышен лишь невыразительный бубнеж силового агрегата. Во-вторых, под капотом не видно никаких упоминаний о Nismo — двигатель прикрыт невзрачной серой крышкой из пластика, на которую так и проситься хотя бы наклейка с логотипом Nissan Motorsport. В остальном же без особых замечаний.
После тест-драйва у всех участников была возможность пообщаться с представителями «Nissan Россия» — высказать свое «фи», задать интересующие вопросы и получить на них ответы их первых уст. Отмеченные замечания пообещали принять к сведению, на вопрос, почему первой моделью Nismo в Европе стал Juke, поведали о том, что именно эта модель способна донести ценности бренда Nismo до каждого.
«Nissan запускает в России бренд Nismo — уже начались продажи первой модели из этой линейки, которой стал Nissan Juke Nismo. Не стану раскрывать все секреты, но затем появятся и другие машины в версии Nismo — конечно, это будет Nissan GT-R и купе Nissan 370Z, которое в России, впрочем, не продается», — рассказал пиар-менеджер «Nissan Россия» Роман Скольский.
Не то что не продается, а фактически нет у Nissan Juke Nismo конкурентов. В беседе с ответственным за Nissan Juke в России Иваном Максимовым мы попытались очертить круг соперников для новинки — наиболее очевидный вариант, MINI Countryman и его трехдверный вариант MINI Paceman, существенно дороже японского кроссовера, горячие хэтчбеки вроде Renault Clio RS и Renault Megane RS уступают Juke по части практичности, да и аудитория у них разная. Французские «зажигалки» больше подойдут тем, у кого есть возможность периодически выбираться на гоночную трассу, тогда как модель Nismo больше заточена под повседневное использование в городе… Минуты раздумий и споров так ни к чему нас и не привели — по сути, Nissan Juke Nismo один такой.
И вот такой расклад в корне изменил мое отношение к модели. Если подходить к Nissan Juke с мерилом обычного городского кроссовера, то претензий к нему немало — помимо субъективно нескладного дизайна, это и тесный салон, небогатая отделка, скромный багажник, но когда ты оцениваешь этот же автомобиль, но с шильдиком Nismo, то все вышесказанное теряет силу. Дизайн уже не нескладный, а агрессивный как подобает спортивной технике, салон не тесный, а по-особому уютный кокпит «спорткара», багажник не скромный, а просто огромный по меркам машины с гоночными генами.
Две сотни километров Nissan Juke Nismo играл с моим разумом и сумел изменить отношение к себе. Очевидно, что скромный человек никогда не купит себе такую модель — даже на стандартный Juke люди на дорогах обращают внимание, а на «заряженный» Juke Nismo оглядываются и подавно все, включая обладателей базовых моделей. Не станет владельцем японского кроссовера и тот, для кого практичность и семейный характер важнее интересного дизайна и динамических характеристик. Nissan Juke Nismo для тех, кто не готов жертвовать удобством повседневной эксплуатации в городском трафике и на загородных трассах в обмен на частичку спортивного духа и причастность к культовому бренду. Создателям Nissan Juke Nismo удалось выдержать баланс между «спортом» и «цивилизацией», так что автомобиль можно смело рекомендовать тем, кто, даже обзаведясь семьей, не отказывается себе в удовольствии периодически отвести душу за рулем, но считает горячие хэтчбеки слишком непрактичными. Любителям практичности и «серости» в дизайне — путь в салоны других марок, ну а тем, кто считает Juke Nismo недостаточно «горячим», совет один — подождать. Говорят, Nissan готовит еще более спортивную модификацию кроссовера… Ну а лично мне новинка пришлась по душе — я полюбил Juke и готов мириться с его недостатками, но только если речь идет о машине от кудесников Nissan Motorsport.
Максим Вершинин