Posted 2 марта 2012, 08:13
Published 2 марта 2012, 08:13
Modified 19 августа, 17:07
Updated 19 августа, 17:07
О важности инклюзивного образования, когда не ребенок приспосабливается к среде, а она к нему, в последнее время говорят много. И действительно, у многих ребят с ограниченными возможностями есть различные варианты получения образования. По словам директора департамента образования и науки Тюменской области Алексея Райдера, 98% таких детей сегодня занимаются в общеобразовательных школах. Совместное обучение полезно не только для больных детей, но и для здоровых — когда, как не в детстве воспитывать толерантность?
«Инклюзивное образование хорошо, если говорить о социализации, но если вы хотите дать ребенку нормальные знания, придется отдать его в спецкласс. Для детей с очень плохими возможностями видения необходимо специальное оборудование, обученные учителя — все это слишком дорого стоит, чтобы внедрять в каждой школе», — считает Светлана Никитина, заместитель директора по учебно-воспитательной работе специализированной школы-интернат № 1 Санкт-Петербурга. Тюменские родители согласны с этим мнением. Говорит организатор центра адаптации слепых и слабовидящих детей «Про-зрение» Лариса Калиниченко: «Мы бы все отдали своих детей в специализированные классы, если бы они были на базе Тюмени. Но у нас в городе для слабовидящих открыты только группы в детском саду и младших классах. Более взрослых детей приходится отправлять в школу-интернат в Ялуторовске».
По данным департамента образования, сегодня в области обучается 300 детей, у которых есть проблемы со зрением. Примерно 200 — в коррекционных классах. Однако это число с каждым годом увеличивается, рассказывает Наталья Клочко, мама Лизы, которой через пару лет, если ничего не изменится, придется из любящей семьи уехать в интернат: «Я сама врач, и знаю, что с каждым годом за счет того, что рождается много недоношенных детей, увеличивается число ребят с диагнозом «ретинопатия».
По словам уполномоченного по правам ребенка Галины Калюжной, в 2012 году запланировано открытие коррекционного класса именно в Тюмени, где проживает большинство слабовидящих детей. Однако на недавней пресс-конференции Алексей Райдер заявил, что ему о таких планах ничего не известно: «У нас действует сеть коррекционных учреждений, я не сталкивался с тем, что есть потребность ее расширять. Может быть, время действительно назрело. Но это все не так просто — нужны соответствующие технологии».
Конечно, создание коррекционных классов для средней школы — дело затратное. «Когда у кого-то из власть имущих появляется проблемный ребенок, остальным детям тоже начинают помогать, — отмечает Наталья Клочко. — Пока же у нас про культ семьи только говорят».
Надежда Корнеева