Posted 19 августа 2011, 07:48
Published 19 августа 2011, 07:48
Modified 19 августа, 13:34
Updated 19 августа, 13:34
Преображение, отмечаемое православными верующими ежегодно 19 августа (6 августа по Юлианскому календарю), является одним из двенадцати главных церковных праздников. По традиции, в этот день в храмах после богослужения освящают яблоки и другие плоды. Поэтому в народе этот праздник именуют вторым, или Яблочным, Спасом (первый, Медовый Спас, отмечался 14 августа).
Согласно Евангелию, Иисус открыл своим ученикам, что Ему надлежит идти в Иерусалим, много пострадать от старейшин, первосвященников и книжников, быть казненным и на третий день воскреснуть. Через несколько дней после этих слов Христос возвел трех апостолов — Петра, Иакова и брата его Иоанна — на гору Фавор и преобразился перед ними.
«Просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет», — говорится в Евангелии от Матфея.
Два ветхозаветных пророка — Моисей и Илия — явились преображенному Христу и беседовали с Ним. А из светлого облака, осенившего их, раздался глас Бога-Отца, свидетельствующий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».
Что касается хронологии установления праздника, то в исторической литургике существуют версии о его чрезвычайно древнем происхождении: «С 900 года его празднуют в Византии как... Преображение Спасителя». Однако более вероятно, что праздник был установлен в IV веке: в это время равноапостольная Елена, мать Константина Великого, возвела на горе Фавор храм в честь Преображения Господня. И некоторое время Преображение было в Палестине местным празднованием. Лишь с V столетия празднование получило повсеместное распространение на христианском Востоке.
Считается, что праздник Преображения напоминает людям о необходимости духовного преображения. Церковь учит, что Своим Преображением Спаситель позволил людям воочию лицезреть Преображение, которое ожидает человека в Царствии Божием. Христос готовил учеников к своей смерти; они должны увидеть Его во славе, чтобы не поколебаться в час испытаний.
На Востоке к началу августа поспевают злаки и виноград, которые христиане приносят в храм для благословения в знак благодарности Богу за Его любовь, за дарование щедрого урожая. Часть урожая в первые века христиане жертвовали в храм для совершения таинства евхаристии (причащения). Древний обычай освящать плоды восходит к VIII веку.
Как уже отмечалось выше, в русской народной традиции Преображение называется вторым, или Яблочным, Спасом, поскольку в этот день освящаются яблоки — самый распространенный плод на Руси. Специально к этому дню яблоки везли целыми возами, и каждый более или менее зажиточный человек считал своим долгом раздать плоды бедным и больным. До этого дня не полагалось есть яблоки и все огородные овощи, кроме огурцов. Начиная с этого дня разрешается есть яблоки и фрукты, освящение которых проводится в конце праздничной Литургии.
В Православном календаре праздник приходится на Успенский пост, но ради праздника Преображения Господня церковный устав ослабляет строгость поста и допускает на трапезе рыбу. Яблочный Спас упоминается еще и как «встреча осени», потому что приблизительно с этого дня в России становились холоднее вечера.