Posted 11 марта 2011, 12:50
Published 11 марта 2011, 12:50
Modified 19 августа, 13:14
Updated 19 августа, 13:14
Расследование уголовного дела по факту исчезновения 11-летней тюменки Ани Анисимовой продолжается. Составлен психологический портрет человека, похитившего девочку.
Об особенностях личности неизвестного преступника тюменским журналистам рассказал научный консультант Главного управления криминалистики Следственного комитета России Дмитрий Кирюхин, приехавший в наш город из Санкт-Петербурга. Специалист две недели работал с делом о пропавшей девочке, изучал милицейские протоколы, показания свидетелей и другие материалы, касающиеся совершенного в октябре 2010 года преступления. Кроме того, эксперт нашел связь между исчезновением Ани Анисимовой и делом Насти Ложкиной — 12-летней жительницы села Луговое, которая пропала в августе 2009 года.
По итогам работы с информацией по двум уголовным делам, Дмитрий Кирюхин составил психологический профиль предполагаемого преступника, состоящий из 13 пунктов. По просьбе эксперта, приводим его без изменений и комментариев:
1. Возраст — между 40 и 45 годами.
2. В быту характеризуется положительно (подозрений в педофилии ни у кого не вызывает).
3. Ранее не судимый.
4. Был женат (поздний брак — после 25 лет), в настоящее время в разводе. Может иметь собственных детей, но отношения с ними не поддерживает. В данный момент сожительствует с женщиной, имеющей ребенка (девочка 11–13 лет).
5. В настоящее время проживает в Тюмени, в многоквартирном доме, однако ранее проживал в пригороде областного центра, возможно, в районе населенных пунктов Утяшево, Учхоз, Труфаново, Новорощино.
6. Образование — среднее техническое, ПТУ, техникум.
7. Профессия — квалифицированная (электрик, бригадир, мастер цеха, снабженец). Вероятно, работает на крупном предприятии в Тюмени (с наличием автомобильного парка).
8. Скорее всего, службу в вооруженных силах не проходил из-за проблем со здоровьем.
9. Пользуется автомобилем отечественного производства («Волга», «Жигули»). Однако после 12.10.2010 г. длительное время им не пользовался, мог его продать и т.д. В момент похищения мог использовать служебный автомобиль (ВАЗ-2105 или ВАЗ-2107 темных цветов: зеленый, синий, «мурена», «морская волна» и другие оттенки).
10. Имеет частный дом, вероятно, оставшийся после смерти родителей. Дом с высоким забором, стоит на окраине села (Луговое, Утяшево, Кулаково, Труфаново). Этот дом посещает редко.
11. Его хобби — фотографирование и рыбалка. На рыбалку ездит, как правило, один. Пользуется компьютером и Интернетом, посредством чего может отслеживать информацию о ходе расследования.
12. К преступлению готовился долго, планировал заранее все, кроме выбора жертвы. На момент похищения детей (август 2009 года и октябрь 2010 года) мог находиться в отпуске или на больничном.
13. Похищение: заманивает в автомашину, представившись дальним родственником, или с каким-либо предложением (например, взять бездомного котенка и т.п.).
Кроме того, Дмитрий Кирюхин отметил, что преступник отрицательно относится к алкоголю (шумных компаний не любит, ищет любой предлог, чтобы избежать застолья), обладает хорошими умственными способностями. «Он достаточно образован, чтобы не попасть в поле зрения правоохранительных органов. Вполне вероятно, что преступник проявлял интерес к поискам Насти Ложкиной и Ани Анисимовой. Непродолжительное время мог сам принимать участие в их поиске вместе с волонтерами», — сказал эксперт.
Правоохранительные органы надеются на помощь тюменцев в розыске мужчины, похитившего двух девочек. Естественно, при совпадении одного-двух пунктов списка с характеристиками кого-либо из знакомых, в милицию звонить не стоит. Дмитрий Кирюхин заметил, что веской причиной для подозрений будет сочетание в одном человеке более 60% данных социально-психологического портрета. При этом эксперт подчеркнул, что тюменцам стоит в меньшей степени ориентироваться на фоторобот похитителя Ани Анисимовой, составленный в октябре прошлого года. Его составили на основании показаний свидетелей, большинство из которых — ровесники жертвы, школьники, которые могли ошибиться при описании человека.
Сотрудники Тюменского следственного управления подчеркнули, что, в случае обнаружения человека, подпадающего под составленное специалистом описание, ни в коем случае нельзя вступать с ним в контакт. Необходимо незамедлительно сообщить известную информацию по телефонам: 63-17-23, 79-43-75, 8-904-490-62-00, 8-904-499-44-05. Анонимность гарантируется. Телефон горячей линии 79-43-75 работает круглосуточно.
Дмитрий Кирюхин и исполняющий обязанности руководителя следственного управления по Тюменской области Анвар Ахмедзянов порекомендовали тюменским родителям провести инструктаж со своими детьми и объяснить им, что ни в коем случае нельзя садиться в машину к незнакомому человеку и не вступать с ним в контакт. Преступник на свободе и, возможно, выбирает новую жертву. Группа риска — девочки 10–12 лет. Насильно заталкивать детей в машину преступник не станет, побоится привлечь внимание. Если незнакомый мужчина попытается завести разговор и уговорить под благовидным предлогом сесть к нему в машину, ребенку следует позвонить родителям и рассказать им об этом. По возможности — запомнить номер машины.
Напомним, 11-летняя Анна Анисимова пропала в Тюмени в октябре 2010 года. Девочка ушла из дома в школу и не вернулась. В последний раз Аню видели на перекрестке улиц Л. Толстого и Пролетарской, недалеко от стройки, она разговаривала с незнакомым мужчиной. Исчезновение девочки вызвало небывалый резонанс: ее искали едва ли не всем городом. К милиции присоединились несколько сотен добровольцев, которые ежедневно «прочесывали» разные районы города, а также помогали правоохранительным органам в сборе информации. По факту исчезновения девочки возбуждено уголовное дело.
12-летняя Настя Ложкина, жительница села Луговое, в августе 2009 года ушла из дома в магазин и не вернулась. В том же месяце по факту исчезновения девочки было заведено уголовное дело по ч. 1 ст. 105 УК РФ (убийство).
Дмитрий Кирюхин предполагает, что обеих девочек нет в живых. Специалист подчеркнул, что, судя по психологическим характеристикам, преступник не насиловал своих жертв, он не сексуальный маньяк, его комплексы лежат глубже, а мотивы сложнее.