Малая авиация: куда и для чего летают на частных самолетах тюменцы?
Совсем недавно частные самолеты в России были редкостью – сегодня они являются достаточно распространенным явлением. Для полетов используются бизнес-джеты – это небольшие самолеты. Стоит отметить, что всего в области на 2017 год было зарегистрировано около 75 бортов малой авиации, у которых получены все официальные документы на полеты.
Вообще развитие деловой авиации началось, по оценкам экспертов, лет 13-15 назад. Клиентами были представители нефтяных, газовых, металлургических компаний, а также власти. Некоторые крупные предприятия энергетической и сырьевой отраслей сами приобретали воздушные суда представительского класса, которые затем эксплуатировались в интересах владельцев мировыми авиакомпаниями. В настоящее время, по данным тюменского представительства одной из авиакомпании, на чартерных рейсах летают не только для деловых целей, но и на отдых, когда крупные туроператоры выкупают билеты для туристов. К примеру, с 2013 года из Тюмени заявлена прямая чартерная программа в ОАЭ, а в 2017 году стартовали полеты в Турцию.
Схема у нас такая: какая-то компания захотела воспользоваться авиаперевозкой, тогда она обращается в фирму, которая занимается организацией перелета, либо заказывает напрямую чартерный рейс в какой-либо авиакомпании. Потом к нам поступает радиограмма с данными о рейсе и когда он должен прилететь. Мы, соответственно, принимаем все действия по обслуживанию этого самолета – установка воздушного судна на стоянку, подключение, отключение и прочее,
— рассказывает директор аэропорта Рощино Михаил Русаков.
В январе 2017 года Рощино реконструировали, и в результате площадь аэровокзального комплекса увеличилась до 27 тыс. кв. м, а его пропускная способность составила 600 пассажиров в час. Теперь аэропорт способен комфортно принимать и отправлять до 5 миллионов пассажиров в год.

Точное количество совершенных корпоративными самолетами в 2017 году рейсов, воспользовавшихся услугой тюменского аэропорта, узнать не удалось. Тем не менее, по оценкам президента Торгово-промышленной палаты России Сергея Катырина, за последний год самолеты, на которые невозможно опоздать, стали достаточно популярны.
«В 2015 году он как в спросе на чартеры, так и на покупку самолетов просел достаточно серьезно: падение составляло 25-30%. Затем наблюдалась стабилизация, рост в пределах 5%, и уже в 2017 году был зафиксирован довольно устойчивый рост. В целом участники отрасли оценивают объем рынка примерно в 35 миллиардов рублей. Такова стоимость 21 тысячи рейсов, совершенных частными и корпоративными самолетами в прошлом году. Можно сказать, что это некий индикатор того, как ощущает себя бизнес в той или иной стране».

Сергей Катырин
Президент Торгово-промышленной палаты России
В Тюменском регионе запущена стройка вертолетного комплекса сети «Хелипорты России».
Не могу назвать точную дату открытия, потому что мне это не известно. В настоящее время ведется строительство комплекса и заполняется вся документация,
— рассказал представитель компании.
Стоимость бизнес-перелетов
Цена перелета в первую очередь зависит от класса воздушного судна, сообщает одна из мировых авиакомпаний. Час в воздухе на легком джете стоит три-четыре тысячи евро, а средний класс обойдется в пять-шесть тысяч. Более тяжелые самолеты стоят от десяти тысяч евро в час. Большая часть этих денег уходит на техобслуживание. 30 процентов – услуги аэропорта: стоянка, заправка топливом, еда на борт. Пятую часть съедает экипаж. Однако иногда заказать чартерный рейс, по мнению Михаила Русакова, проще и дешевле.
На регулярные рейсы продаются билеты, а чартерные организовываются и оплачиваются полностью. Может, кому-то дороже, но есть и те, кому так лучше, потому что дешевле. Если, например, команду перевозят за рубеж, в какой-нибудь город, обычным самолетом придется лететь с тремя пересадками. Во-первых, это неудобно, а во-вторых, может выйти дороже. В этом случае и поможет малая авиация,
— поясняет директор аэропорта Рощино Михаил Русаков.
Бизнес-джет может быть иностранного производства и российского. Из отечественных, например, ЯК-40 с компоновкой VIP и ЯК-42, однако иностранных в парке деловой авиации большинство – 80%. Такие данные приводит президент Торгово-промышленной палаты России.

«Только пятая часть – российские самолеты с бизнес-салоном. Например, Ту-204 в бизнес-комплектации обеспечит комфорт 25 пассажирам. Без посадки «ТУшка» может преодолеть семь с половиной тысяч километров: из Москвы – в любую точку Европы или России. Стоимость российского бизнес-борта – 3,5 млрд рублей».

Сергей Катырин
Президент Торгово-промышленной палаты России
Экономика и эффективность вложений той или иной компании зависит от цели: насколько качественно она планирует оказывать услуги. Потому что есть самолеты новые, ценой в 20 миллионов долларов, а есть б/у – ценой в 5 миллионов. Цена рейса при этом для клиента одинаковая.
Как подмечают игроки рынка, если речь идет о высоком качестве обслуживания, то нужно покупать новое воздушное судно. Если же о том, чтобы скорее вернуть вложенные инвестиции, то выбирается второй вариант. Впрочем, возможна и не покупка, а управление чужими самолетами. По оценке экспертов малой авиации, из всех бортов, летающих в интересах российских бизнесменов, только каждый пятый зарегистрирован в России. Остальные летают под флагами других стран. Для операторов это проще и дешевле.
«Мы всю практически авиационную технику для бизнес-авиации закупаем за рубежом. Пошлины у нас ввозные на эти популярные авиалайнеры порядка 20%. Если еще НДС добавить, то можно считать, что это заградительные пошлины».

Сергей Катырин
Президент Торгово-промышленной палаты России
Тем не менее, структурно рынок почти не изменился и есть потенциал для роста: многие крупные компании, ритейл, например, рассматривают или уже купили бизнес-джет, потому что это достаточно востребованный инструмент для ведения бизнеса.
Что касается вертолетных компаний, то игроки рынка уверены, бизнес только на чартерах не окупится. По данным одной из известных организаций, стоимость вертодрома или хелипорта напрямую зависит от цены на землю. За пределами Москвы проект на восемь вертолетов можно уложить в 100 миллионов рублей. Пятая часть этих денег уйдет на покупку участка. 15% – на сети коммуникаций. Еще 10 – на найм и обучение персонала. На остальные деньги можно строить.

В первую очередь понадобятся ангары, топливный комплекс и терминал. Соответственно, если обслуживать не 500, а 5000 машин, используемых постоянно, то в этом случае можно вести речь о той или иной степени рентабельности бизнеса и о том, чтобы вернуть вложенные инвестиции.
«Если нет активного и растущего спроса, то естественно, что и рынок находится в вялотекущем процессе. Как только начнется более активное давление снизу, что нужны лайнеры, что необходимо более активное использование перелетов, нужны ускоренные процедуры, чтобы получать различные разрешения, регистрировать, лицензии оформлять, так начнут более активно работать разные ассоциации и так далее».

Сергей Катырин
Президент Торгово-промышленной палаты России