Posted 31 января 2019, 06:38

Published 31 января 2019, 06:38

Modified 19 августа, 17:36

Updated 19 августа, 17:36

Антипинский НПЗ: есть ли будущее у независимых переработчиков?

31 января 2019, 06:38
Один из крупнейших частных независимых нефтеперерабатывающих заводов России Антипинский НПЗ в Тюменской области в последнее время испытывает серьезные финансовые трудности. В декабре прошлого года предприятие было вынуждено полностью остановить переработку из-за отсутствия средств на покупку нефти.

На выручку НПЗ пришел Сбербанк, одобрив кредит в 23 млрд рублей. Банк осенью стал стратегическим партнером завода и получил «золотую акцию». Эксперты говорят, что судьба Антипинского НПЗ типична для сектора независимых переработчиков на фоне монополизации рынка вертикально-интегрированными нефтяными компаниями.

У завода давно проблемы с финансами: в 2017 году при выручке в 186 млрд рублей чистая прибыль Антипинского НПЗ составила всего 26,5 млн рублей, сократившись в 46 раз.

30 января зампредседателя правления банка Анатолий Попов сообщил, что предприятия группы «Новый поток» (которой принадлежит Антипинский НПЗ) полностью «восстановили операционную деятельность и фактически в январе вышли уже почти на свою регулярную мощность».

Для того, чтобы обеспечить эту операционную деятельность, банк предоставил определенное финансирование и обеспечивал необходимый объем оплат поставщикам сырой нефти.сказал Попов.

По словам Попова, выделять дополнительное финансирование предприятиям «Нового потока» банк пока не планирует.

Надолго ли возобновлена операционная деятельность предприятия пока неясно. В декабре в прессу просачивалась информация, что завод находится на «горячей циркуляции», то есть нефть поступила на переработку, но конечных нефтепродуктов для продажи НПЗ не производил, они оставались циркулировать в системе.

В таком состоянии предприятие может находиться сколь угодно долго, оно работает, но нефть не расходует. Это делается для того, чтобы избежать расходов на консервацию и расконсервацию производства.

Эксперты отмечали, на деньги, выделенные Сбербанком, можно купить 1 млн тонн сырья, и в общем этого хватит на возобновление работы. То есть можно сказать, что дальнейшая судьба предприятия пока полностью зависит от средств банка.

За 11 месяцев 2018 года поставки нефти на Антипинский НПЗ снизились на более чем 8%, до 6,2 млн тонн.

В целом в прошлом году предприятия «Нового потока» снизили переработку нефти на 7,9% к уровню прошлого года – до 12,2 млн тонн. Сильнее всего переработка упала на Антипинском НПЗ – на 8,2% до 6,2 млн тонн с января по ноябрь 2018 года в сравнении с 2017 годом.

При этом помимо солидной задолженности Сбербанку у предприятия много долгов поменьше. В октябре прошлого года сообщалось, что московская компания «Техинновации» подала гражданский иск в арбитражный суд Тюменской области к Антипинскому НПЗ на сумму около 18,132 млн рублей.

Ранее «Техинновации» уже обращались с иском о взыскании с Антипинского НПЗ 77,425 млн рублей долга за оказанные услуги. Стороны заключили мировое соглашение, по которому НПЗ признает 75,759 млн рублей и обязуется выплатить их в рассрочку до конца года. Иск был связан с задолженностью предприятия за выполненные работы. Только за прошлый год в отношении Антипинского НПЗ было подано более 130 исков.

В середине января появилась информация, что Арбитражный суд Тюменской области отказался принять заявление Режевского кабельного завода о банкротстве Антипинского НПЗ. "Режкабель" обратился в суд из-за просроченных обязательств АНПЗ в размере 19,5 млн руб. Тюменский завод заявил, что погашение задолженности происходит по утвержденному графику и причин для требований банкротства предприятия нет.

То есть завод, регулярно испытывает финансовые трудности, и вынужден затягивать расчеты с контрагентами.

Вместе с тем, Антипинский НПЗ – современное предприятие, построенное с нуля и запущенное в 2006 году. Как говорится на официальном сайте НПЗ, одной из особенностей завода является «уникальная глубина переработки - 98%, рекордная во всей отрасли».Качество дизельного топлива соответствует стандарту Евро-5, а в 2018 году начато ещеи производство бензинов стандарта Евро-5. Завод подключен к магистральному нефтепроводу «Транснефти», расположен центре Уральского федерального округа на территории с развитой логистической инфраструктурой. У «Нового потока» есть своя крупная сеть заправок в Тюмени и госконтракты с муниципальными структурами.

Так почему же предприятия «Нового потока», в том числе и крупнейшее из них Антипинский НПЗ балансируют на грани банкротства? Причем финансовые проблемы характерны для всего сектора независимой нефтепереработки.

Эксперты приводят множество причин, объясняющих подобную ситуацию.

В их числе и определенный избыток перерабатывающих мощностей. За прошедший 2018 год переработка нефти в России выросла на 2,5% - почти до 287 млн тонн. При этом российский рынок потребляет по разным данным около 150 млн тонн, а чтобы экспортировать нефтепродукты надо иметь выход на мировые рынки, и выгодное приграничное расположение. В сегменте продуктов с высокой добавленной стоимостью конкурировать придется с мировыми игроками – Shell, ExxonMobil, Total.

Розничные продажи тоже не приносят серьезной маржи. К тому же конкурировать приходится с вертикально-интегрированными компаниями (ВИНК), располагающими федеральными сетями АЗС с раскрученными брендами.

Многие эксперты говорят, что рентабельность АЗС с учетом расходов на содержание бизнеса вообще скатывается к нулевой. Если работать честно, продавать качественный бензин и выплачивать все налоги. Независимые сети заправок часто стараются выжить, работая по франшизе с крупными компаниями, а ВИНК в свою очередь предпочитают строить свои заправки.

У ВИНК есть преимущество, которого нет у Антипинского НПЗ – собственные добычные мощности. Свое сырье можно распределять как угодно, и загружать мощности в необходимом режиме. И не только сырье, но и финансы.

Я думаю, дело в общих трудностях работы модели независимых НПЗ в России. У вертикально интегрированных нефтяных компаний большой свободный денежный поток от экспорта нефти, за счет которого они фактически могут беспроцентно кредитовать свои НПЗ. У независимых переработчиков такой возможности нет.экономист, бывший замминистра энергетики Владимир Милов.

Это следствие монополизации нашего нефтяного рынка ВИНКами - в таких условиях независимые переработчики неизбежно будут умирать, считает Милов.

По мнению Милова, государство должно провести реструктуризацию сектора, способствуя появлению большого числа независимых переработчиков. Для этого экономист предлагает акционировать и продать НПЗ госкомпаний, установив законом ограничения на их интеграцию с добычей.

По мнению эксперта, рост цен на бензин отчасти и связан с небольшим количеством независимых переработчиков. На рынке нет настоящей конкуренции.

ВИНК говорят о том, что экономика переработки становится убыточной, но объективно оценить прибыльность НПЗ в составе ВИНК невозможно, так как они не свободны в коммерческой деятельности и подвержены трансфертному ценообразованию.

Итак, по мнению большинства экспертов, надеяться на всплеск инвестиций независимым переработчикам не стоит, так как переработка избыточна. Инвестиции с прицелом на рост внутреннего рынка будут просто нерентабельны. Найти эффективные экспортные каналы независимым переработчикам также почти невозможно. Не всем соседям, кстати, и нужны качественные продукты переработки – Китай, к примеру, активно развивает свои НПЗ. Возможности выжить, если не поменяются правила игры ограничены: привлекать кредиты, что сейчас делает Антипинский НПЗ, либо пытаться «продаться» крупной добывающей компании.

Подпишитесь