Posted 28 февраля 2021,, 03:00

Published 28 февраля 2021,, 03:00

Modified 21 октября 2022,, 08:02

Updated 21 октября 2022,, 08:02

Для изменений в генплан Тюмени нужны общественные обсуждения, но кто об этом слышал?

28 февраля 2021, 03:00
В Тюмени недавно прошла очередная корректировка генерального плана города. Но часто те изменения, которые вносят, тюменцы замечают только, когда строители приступают к реализации планов. На достаточном ли уровне выстроена коммуникация по обсуждению городских проектов в материале «Нашего города».

Из последних изменений, внесенных в генплан города, можно отметить отмену строительства дороги в логу реки Тюменки. За отмену данного решения выступали общественники.

Вдоль улицы Вишневой решили отказаться от застройки в пользу зеленой территории.

А на озере Песьяном, вместо снежного полигона, появится зона отдыха — странное решение, но укладывается в логику властей для увеличения норматива по озеленению города.

Также еще предлагается ряд других изменений, которые отражены в новой версии генплана.

Как работает генплан Тюмени?

Для чего нужен генеральный план города Тюмени нам рассказал независимый эксперт доцент кафедры архитектуры и градостроительства ТИУ Нурлан Сапаров.

«Генеральный план города — это основополагающий документ, который предполагает развитие городских территорий, их совершенствование, на срок от 25 до 40 лет», — объясняет эксперт.

Тюменский генплан был принят в 2008 году до 2040 года.

Нурлан Сапаров пояснил, что развитие городских территорий подразумевает определение их функционального назначения, а соответственно и последующее их зонирование, определенное генпланом.

«Совершенствование и развитие инженерно-транспортной инфраструктуры, то есть магистрали городского и районного значения, в генплане обязательно прорабатываются. Размещение объектов инженерного обеспечения магистральные водопроводы, теплотрассы, линии электроснабжения, тепловые пункты, трансформаторные подстанции и так далее», — объясняет Нурлан Сапаров.

Помимо этого, генплан определяет зоны рекреации (зеленые зоны).

Эксперт также рассказал, что между различными функциональными зонами должен быть соблюден баланс, это прописано в нормативных документах.

«Баланс между застроенными территориями и озелененными территориями, баланс между застроенными территориями и плотностью дорожной сетки, баланс между развитием территорий и ее обеспечением инженерными сооружениями и мощностями, баланс между многоэтажной и жилой застройкой, баланс между жилой и промышленной зоной», — добавляет эксперт.

Генплан — это очень обширный документ, который также включает и экологическую составляющую региона, и демографию — основной состав населения, возраст и пол жителей мегаполиса их основную сферу занятости.

При этом эксперт рассказал, что большая часть документов генерального плана написаны техническим языком, который большинство горожан не смогут понять.

Графические изображения распланированных зон города будут более понятны. Но и они не дают полной картины.

Чиновники формально выполняют требования по общественным обсуждениям

Время идет, жизнь меняется — в генплан постоянно вносят изменения. Изменения кардинально могут изменить облик города, и не всегда об этом знают жители города.

Мы попросили городских чиновников объяснить, как проходят изменения в генплане, и как это контролирует общество, насколько этот процесс открыт и доступен.

Начальник отдела генерального плана департамента земельных отношений и градостроительства администрации города Тюмени Ирина Даровских рассказала, что порядок взаимодействия с населением прописан в градостроительном кодексе и в правилах землепользования и застройки.

«Проводятся так называемые общественные обсуждения, где люди вправе в электронном виде и на сайт написать и на почту, прийти сюда на выставку все это посмотреть. О том, что люди говорят, что не знали не состояли не участвовали — то есть их никто не предупреждал. Это связано с тем что, люди действительно у нас начинают думать о том, что происходит непосредственно тогда, когда их это затрагивает, когда уже кто-то приходит и говорит им что у вас здесь улица пройдет или что-то другое», — говорит чиновник.

Но она отметила, что последние общественные обсуждения проходили очень активно, люди, по ее мнению, стали больше интересоваться, слышать о том, что проводятся общественные обсуждения, стали лучше разбираться в документах.

«У нас идет оповещение через управы, они развешивают объявления, текст им пишем, и люди, я думаю это видят. Потом начали в интернет заходить, по генплану у нас не единственные общественные обсуждения есть и по проектам планировки. Люди поняли, что нужно заходить на сайт администрации и смотреть, что в администрации делается, это радует», — поясняет Ирина Даровских.

Эксперт сделала ремарку, что люди часто приходят не с теми вопросами и предложениями в рамках проводимого обсуждения. Хотя возможность написать заявление о внесении изменений в генплан города у горожан в рамках закона все же есть.

Но опять же, должны быть резкие основания для такого рода внесений.

«Если вопрос такой принципиальный, что у нас всю жизнь эта территория рассматривалась, например, как район многоэтажной застройки с учетом социального и экономического развития города, но вдруг приходит письмо, что на отдельный земельный участок «мне установите зону малоэтажной застройки, конечно мы не сможем согласиться с этим предложением», — рассказывает она.

А для того чтобы знать, когда проходят общественные обсуждения чиновница посоветовала почаще следить за официальными документами, публикуемыми на сайте администрации города.

«Там достаточно доступным языком написано, русским языком, так сказать. Во-первых, это название этого документа: „О проведении общественных обсуждений по проекту внесений изменений в генеральный план“. По-моему, это всем понятно, о чем речь идет», — поясняет Ирина Даровских.

Она добавила, что в документе указан адрес, время, где и когда проводятся эти обсуждения, в департаменте работают специалисты, к которым можно обратиться и они все объяснят. По ее словам, «специалист без дела не сидел», возникала даже очередь, и приходилось подключать еще одного специалиста.

Ирина Даровских считает, что обеспечивается доступность к решению вопросов о градостроительной политике для горожан.

Но только для этого нужно прийти к специалисту на прием в администрацию. А в связи с пандемийными ограничениями такая работа перешла в онлайн, что не всегда удобно.

В чем причины недопонимания людей и чиновников и как их решить?

Мнение о причине проблемы коммуникации чиновников с жителями города для «Нашего города» озвучила глава тюменского отделения фонда «Городские проекты» Кристина Шелемеха. Она считает, что в российском обществе и в Тюмени чиновники и горожане часто забывают о своих гражданских ролях.

«Чиновники — это компетентные люди, которых общество наняло, чтобы они представляли, защищали наши интересы, и, если мы говорим о благоустройстве города, создавали комфортную городскую среду для нас. Поэтому я всегда с удивлением отношусь, когда у нас возникает проблема чтобы записаться на прием к чиновнику, или когда мы приходим на прием и у нас спрашивают: „А какое у вас образование? Как вы можете оценить, как мы работаем?“. Собственно, это их задача объяснить, что они хорошо работают убедить меня и просветить, для этого их и выбрали», — рассказывает Кристина Шелемеха.

Из-за этого диалог часто не складывается, хотя он должен строиться на равных.

Что касается самого генплана, то по мнению Кристины предпосылки для более продуктивного взаимодействия с населением чиновникам нужно переупаковать ту же пояснительную записку, например, в формате презентации и представить ее в онлайн и оффлайн формате. Ответственный чиновник смог бы живым языком рассказать какие улучшения будут проходить в городе при внесении изменений в генплане.

«Речь будет идти не о планировочном участке номер таком-то, или под каким-то названием некоторые участки названы, а будем говорит о том, что: «Друзья, в районе Антипино у нас есть участок леса 1 гектар, мы хотим передать его под строительство завода, есть вот у нас несколько заявок от инвесторов, смотрите, будут рабочие места, давайте мы тут за лес бороться не будем, взамен мы высадим его где-то еще», — приводит пример эксперт.

И такие прецеденты были, когда жители начинали возмущаться, например, при начале строительства развязки в районе Комарова.

Кристина Шелемеха предполагает, что администрация так не делает до возникновения конфликта, потому что не хочет, чтобы граждане обсуждали вместе с чиновниками генплан. Тогда придется отвечать на наивные и неудобные вопросы.

Но ситуация не изменится если чиновники не научатся отвечать на эти вопросы.

Также она отметила насколько устарел сайт администрации города, где можно направить предложения по изменениям в генплан. Кристина Шелемеха была не уверенна в корректности работы, той формы которая создана для данных предложений.

Действительно еще 10 лет назад сайт горадминистрации признали лучшим в УрФО, но похоже с тех пор изменений не происходило, единственное, что собственный довольно современный сайт появился у главы города.

Ещё одной проблемой она назвала отсутствие какого-либо внимания со стороны медиа. Она призывает СМИ чаще обращать внимание на предстоящие общественные обсуждения и рассказывать о них до того, как они начнутся. Также она считает, что у правительства Тюменской области достаточно каналов связи, в том числе и в соцсетях, и их тоже нужно для этого использовать.

Эту проблему обозначил и Нурлан Сапаров. По его словам, в специфические разделы по генплану Тюмени на сайте администрации города заглядывают чаще специалисты из сферы строительства, нежели граждане и СМИ.

По словам Кристины Шелемехи в Тюмени есть отрицательные примеры взаимодействия чиновников с общественностью. Например, с превращением Мельникайте в «автобан», но есть и позитивный пример с экобоксами для утилизации опасных отходов.

Нурлан Сапаров отметил, что со всеми изменениями в генплане существенно сузили границы исторического центра. Исчезли огромные пласты того, что должно было быть сохранено.

«На мой взгляд город потерял более половины исторических территорий, на которых расположены памятники истории архитектуры и культуры», — говорит эксперт.

Более того, он не видит в генплане существование охранных зон для исторических участков. Чиновники не всегда руководствуются общественными целями, а исходят из сиюминутных потребностей. Которые более привлекательны с экономической точки зрения или более просты в реализации.

Но и активных граждан, имеющих определенные знания, становится больше. Проявляя свою гражданскую активность они вносят лепту в благоустройство города, а чиновники начинают адекватно реагировать на общественный запрос.

"