Posted 27 октября 2019,, 09:01

Published 27 октября 2019,, 09:01

Modified 20 октября 2022,, 03:50

Updated 20 октября 2022,, 03:50

Мнение учителя о рукоприкладстве: Понять можно, простить нельзя

Мнение учителя о рукоприкладстве: Понять можно, простить нельзя

27 октября 2019, 09:01
Фото: 1Mi
Скандал с учителем ОБЖ Боровской школы, который сорвался на детей, практически сошел с новостной повестки, но тем не менее проблема ситуации в системе школьного образования кардинально не изменилась. И от подобных случаев никто не застрахован в других учреждениях.

Именно поэтому «Наш город» публикует мнение бывшего учителя, который побывал в такой же ситуации, но его случай не попал на видео и в соцсети. Далее от лица собеседника.

«За свою небольшую карьеру в течение 5 лет я успел поработать в двух школах небольшого районного городка. Из первой ушел, как мне казалось, из-за неадекватности некоторых учеников. Хотя руководство, опять же, по моему мнению, относилось ко мне хорошо.

А что до хулиганов, я не мог их долго понять, вроде бы нормальные ребята, но как дело доходит до работы на уроке, все зависит от настроения. Сегодня он хочет работать, работает, завтра не то настроение и всему классу мешает. Все полученные в университете знания стараешься применить, при этом соблюсти правила, что нельзя ребенка трогать, нельзя кричать (это же уже можно квалифицировать как насилие). А тем временем из соседнего класса доносится крик учителя. Так «стажисты» наводят дисциплину, и я понял, что дети достаточно жестокие, и путают уважительное отношение со слабостью, и стиль управления понимают только авторитарный.

Но и в системе есть изъяны, у учителей просто нет адекватных рычагов давления на поведение ребенка, к нему невозможно применить какие-либо санкции или наказания.

А пресловутая оценка для многих вообще ничего не решает, в большинстве случаев если дети боятся плохих оценок, если, конечно, родители за этим следят, если нет, то один два раза получив плохую оценку, руководство школы спросит, а что ты сделал для того, чтобы исправить оценку ученика. То есть я должен повлиять на ученика и донести до него, что ему нужно исправить ее, а по факту получается, что для хорошей статистики по школе придется сделать вид, что ученик отработал или сделал, что-то, чтобы исправить оценку. И дети это видят, понимают, что в любом случае оценку можно исправить не напрягаясь.

По поводу статистики могу добавить, что учителям не выгодно ставить плохие оценки, это влияет на зарплату. Действует принцип — нет плохих учеников, есть плохие учителя. По оценкам учеников оценивают зарплату учителя, а потом по всей вертикали. Руководство от завуча до директора и потом саму школу.

Никто не хочет портить репутацию, ведь от количества учеников в школе зависит фонд оплаты труда. Соответственно, если это небольшая школа, то там будут бороться за каждого ученика, даже если он откровенный хулиган и треплет нервы всей школе. А при желании ребенка спихнуть в специальные учреждения, да никто этого не позволит, от родителей до других ведомств, это опять же удар по репутации, не справляетесь, значит плохо работаете.

Более того не может школа без согласия родителей, отправить ребенка на специальную комиссию, что бы его признали, например, отстающим в развитии. Сейчас тренд на инклюзивное образование (прим. ред. — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей) и даже дети с задержкой могут обучаться в обычном коллективе.

В здоровом обществе такой ребенок себя не чувствует изгоем и его развитие наоборот становится лучше. В российском же обществе наоборот он или становится мальчиком для битья в классе, либо заводилой хулиганом, конечно есть и исключения. Учителя ничего не могут с этим поделать, не все конечно, но многие, особенно не опытные, не уверенные, молодые, как тот же учитель ОБЖ из Боровской школы.

Как мне кажется, если говорить о системе массового образования, учитель не должен обладать сверхъестественными способностями к педагогической работе, хотя многие великие педагоги говорят о том, что эта работа должна быть по призванию. Но я думаю, что мы не найдем такого количества педагогов по призванию, чтобы охватить всех учеников.

Поэтому в условиях такой системы слабые учителя уходят, возникает дефицит кадров. Оставшиеся учителя работаю на несколько ставок.

Даже у меня были случаи, чтобы получать приемлемую зарплату, иногда у меня в день было 10 уроков!

А ставка — это 18 уроков в неделю. Для понимания это стандарт для учителя что бы он качественно готовился к работе и не выгорал, но никто же не работает на одну ставку. А потом мы отчитываемся перед руководством страны о том, что средняя зарплата у учителя большая. Но какой ценой?

Конечно при таком графике человек морально опустошен, какая может быть любовь к детям, когда у тебя на это просто нет сил.

Недалеко и до нервного срыва. Так и со мной произошло я несколько раз срывался во время уроков. В один прекрасный день в перепалке с учеником это привело к травме последнего.

При таких обстоятельствах выбор был один оставить профессию.

Но знаете самое обидное, когда на правительственной комиссии, я пытался оправдаться, чтобы меня допустили вновь преподавать. Мне сухо ответили, что педагогическое образование дало мне инструменты гасить любой конфликт в школьном коллективе. И мои навыки мне могут пригодиться в другой сфере деятельности. А в школе мне не место. Это говорили люди, которые в школе уже не работали несколько лет и не понимают, что дети меняются, меняется их среда, меняется информационная среда, да и ценности в обществе другие.

Простой пример, я как учитель должен был учить детей экономике, обществознанию и другим вещам, детей, которые могли себе позволить ездить заграницу отдыхать каждое лето, а я не мог себе этого позволить, так чему я их мог научить?

Учителя ОБЖ из Боровской школы я понимаю, и причины его поведения тоже, но прощать такое нельзя, это приведет к прецеденту, а значит такие случаи увеличатся. Правительству нужно искать другие пути выхода из ситуации, менять систему, у нас же идут по пути тотального контроля. Это невыход. Нельзя работать в страхе под присмотром, нужно доверие и уважение, в современных условиях их достичь трудно».

"