Posted 22 марта 2021,, 04:34

Published 22 марта 2021,, 04:34

Modified 21 октября 2022,, 08:13

Updated 21 октября 2022,, 08:13

Чиновникам для развития Тюменской агломераций не хватает закона, а урбанистам шеринга

22 марта 2021, 04:34
На прошедшей неделе в Тюмени состоялись экспертные обсуждения Союза Российских городов о развитии городских агломераций. Что говорят эксперты о Тюменской агломерации, как растущему городу избежать ошибок крупных мегаполисов и по какому пути пойдет Тюмень?

Задача властей наладить взаимоотношения между муниципалитетами

Генеральный директор агентства по социально-экономическому развитию агломераций Юрий Кузнецов рассказал о задачах власти в развитии городских агломераций.

Эксперт назвал процесс урбанизации и развития городских агломераций объективным, проходящим во всем мире, и России не обойти его стороной. Но государство должно контролировать этот процесс, по его мнению.

Но пока многие идеи так и остаются в «прожектах».

Так, в России с 2013 года действует межведомственная рабочая группа по социально-экономическому развитию агломераций, которая в 2014 году утвердила перечень из 16 пилотных проектов по апробации и совершенствовании механизмов управления развитием городских агломераций.

«К сожалению, в последние годы рабочая группа по факту не собирается, акцент минэкономразвития делает на другие формы работы и продвижение развития городских агломераций, хотя, на мой взгляд, это был интересный и важный формат где собирались и „муниципалы“, и „регионалы“, и представители федеральных министерств, которые участвовали в этих процессах»,говорит эксперт.

Какие плюсы видит эксперт от развития городских агломераций: рост производительности труда, рост ВРП, повышение инвестиционной привлекательности. Но также эксперт относит к плюсам рост стоимости недвижимости, как плюс к налоговой базе. При этом, отмечая экономию при использовании инженерной инфраструктуры.

«Развитие и модернизация существующей дорожно-транспортной инфраструктуры приведет к тому, что крупные центры станут доступны для жителей пригородов, а жителям мегаполиса станут доступны рекреационные территории пригородных муниципалитетов, все это приведет к повышению общего уровня жизни», — считает эксперт.

Но из минусов он отметил - пробки на основных магистралях, загрязнение окружающей среды, удаление мест проживания от рекреационных зон и другие негативные факторы.

Власть при этом должна организовать межмуниципальное сотрудничество, поскольку это основа управления городскими агломерациями.

Но главное, как отметил эксперт, нужен закон о городских агломерациях. О нем говорят уже не менее 6 лет.

Нужен новый закон, но его несколько лет не могут принять

Заместитель директора Департамента конституционного законодательства, развития федеративных отношений и местного самоуправления Министерства юстиции РФ Алексей Тихомиров рассказал, как государство с юридической стороны подходит к развитию агломераций.

«На сегодняшний момент действуют основные положения государственной политики в области местного самоуправления, утвержденные указом президента еще 1999 году. На тот момент этот документ был крайне важен, потому что система местного самоуправления тогда сильно поменялась. Он раскрывал новые принципы устройства местной власти определяя роль местного самоуправления, как одну из основ системы народовластия в России»,сказал он.

Итогом стало принятие в 2003 году 131 федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в РФ». После этого за 18 лет было принято еще более сотни федеральных законов.

Теперь разрабатывается новый документ об основах местного самоуправления, который не базируется на законе 1999 года, по причине развития современных технологий и новых запросов государства.

Чиновники министерства юстиции определили 4 приоритетных блока развития законодательства в этой сфере.

1 блок — создание условий для участия местных жителей в решении вопросов на месте. Это различные сервисы обратной связи типа «Умный город». Здесь важно уделить внимание стандартизации сервисов. Сейчас каждый регион разрабатывает свои приложения разного уровня качества.

2 блок — инвентаризация полномочий органов публичной власти по решению вопросов местного значения. Сейчас разные органы власти могут дублировать полномочия, а где-то, наоборот, остаются белые пятна, тем самым оставляя некоторые проблемы без решения.

3 блок — развитие комфортной среды, доступность медпомощи, образовательных услуг и другого. То есть, разработка стандартов обеспеченности муниципалитетов минимальным уровнем соцобъектов и соответствующей инфраструктуры. Но Минфин этот блок не поддержал, из-за высокой финансовой нагрузки на реализацию стандартов.

4 блок — как раз касался развития агломераций, то есть, задевал принципы объединения ресурсов муниципалитетов для решения соответствующих задач. А также, умение совместного планирования администраций для развития населенных пунктов, тем самым подталкивая экономическое развитие территорий.

Алексей Тихомиров отметил, что предлагается создание неких межмуниципальных органов управления, которые имели бы широкий спектр полномочий, но это может нарушить принцип самостоятельности муниципалитетов.

«У нас есть понимание, что не экономика должна следовать за полномочиями, а полномочия за экономикой. Во главу угла мы должны ставить социально-экономическую эффективность», — подытожил чиновник.

Это опасение подтвердил начальник департамента экономики Администрации города Екатеринбурга Алексей Прядеин.

«Имеющийся опыт Екатеринбурга, Свердловской области показывает, что любая постановка задач по созданию единого органа управления, зачастую приводят к опасениям муниципальных образований потерять самостоятельность и, соответственно, препятствуют ее реализации», — говорит Алексей Прядеин.

Тюменским чиновникам, есть чем похвастаться, но без закона им тяжело строить планы

О Тюмени и ее агломерации рассказал заместитель губернатора Владимир Сысоев.

Он отметил, что тюменская городская агломерация одна из больших в России, которая обеспечивает вклад в экономический рост страны более чем на 1%. Хотя, это скорее связано не с сосредоточенностью в Тюмени и пригородах каких-то крупных предприятий, а скорее с тем, что город является центром сосредоточения нефтяных потоков с севера.

Он подчеркнул, что стратегия развития тюменской агломерации до 2030 года имеет статус закона в Тюменской области.

«Хочу сказать, что когда мы утверждали стратегию, то предусмотрели в рамках Тюменской агломерации, …дополнительно агломерация будет включать пять муниципальных районов и один городской округ (губернатор уже сказал — это город Ялуторовск). На этой территории будет проживать около 69% населения и около 73% людей, занятых в экономике Тюменской области», рассказал о планах развития агломерации Владимир Сысоев.

Но главной задачей в развитии агломерации руководство региона видит развитие дорожной сети.

Из проблем чиновник выделил отсутствие закона об агломерациях, которое мешает планировать межмуниципальные расходы на различные проекты.

То есть чиновники пока не могут работать без четких регламентов и инструкций взаимодействуя друг с другом.

А что должно быть в итоге, как видят развитие агломераций урбанисты

В связи с этим хочется озвучить не чиновничью точку зрения о развитии тюменской агломерации.

По мнению главы тюменского отделения фонда «Городские проекты» Кристины Шелемехи, тюменская городская агломерация находится в зачаточном состоянии, поскольку, мало кто в массовом порядке снимает жилье в Боровском или в Ялуторовске и ездит на работу на электричке, например, или автобусе.

Она также считает, что этот естественный процесс не нужно форсировать, но нужно сделать чтобы агломерация становилась качественной.

«Во-первых, о транспортной доступности. Если мы хотим, чтобы пригород и ближайшие малые города стали привлекательны для людей, которые связывают свою карьеру с Тюменью, то должна быть хорошая транспортная инфраструктура и мы здесь можем побороться с автомобилизацией в ее зачатке. Наша задача помимо того что бы были хорошие ровные дороги, не стремиться расширять полосность, строить развязки и превращать Тюмень в Лос-Анджелес, а развивать альтернативные способы мобильности»,говорит эксперт.

Так должна появляться сеть велодорожек не только в Тюмени, но и в рамках агломерации, такая сеть, например, реализована в Германии.

Муниципалитеты должны обращаться к шеринговым сервисам, в Тюмени, например, уже есть подобные сервисы с электро-самокатами и велосипедами. Уже заходят автомобильные шеринги. Подобные есть, например, в Екатеринбурге.

«Задача властей, чтобы они зашли в агломерации и смогли построить вот эту экологичную логистику, позволяющую передвигаться между Тюменским районом и Тюменью, Ялуторовском», — говорит Кристина Шелемеха.

Также, она упомянула электрички, которые могли бы соединять города и районы Тюменской агломерации.

Серьезной проблемой городских агломераций эксперт назвала создание «человейников», которые находятся от мегаполиса в 30 минутах езды на электричке. С такими проблемами столкнулись не только Челябинск, Екатеринбург, но и Москва, Санкт-Петербурга. Поэтому Тюмень должна учитывать этот опыт.

По мнению главы «Городских проектов», в Тюмени муниципальные власти должны помогать заходить на рынок таких девелоперов, которые строят не «человейники», а тех, кто умеет строить квартальной застройкой, с эффективным планированием районов. В которых дома будут переменной этажности, от таунхаусов до малоэтажных домов 3-5 этажей. А для тех, кто любит жить повыше - с небольшим вкраплением «свечек».

Обязательно девелопер должен обеспечить строительство социальной инфраструктуры.

Еще одну важную составляющую гармоничного развития агломераций она видит в том, что муниципалитеты-спутники не были ограничены в тех же преимуществах что и центр — это касается различного уровня общественных мероприятий и организаций.

«Это три момента на которые стоит обратить внимание: дороги, грамотное жилье, включенность в городскую жизнь, и тогда наша агломерация не будет похожа на то, что мы сейчас имеем вокруг Москвы и, особенно, вокруг Петербурга…»,подытожила Кристина.

"