Posted 21 января 2021, 12:53
Published 21 января 2021, 12:53
Modified 19 августа, 18:50
Updated 19 августа, 18:50
На данный момент известно, что в 2021 году Тюменский областной государственный институт развития регионального образования намерен приобрести компьютеры, ноутбуки и периферийную технику на 37,8 млн рублей. При этом, на аналогичные цели за последние два года, институт уже потратил 11,2 млн рублей.
Мы проанализировали закупки ТОГИРРО за последние два года. Анализ проводился на основе данных аналитического агрегатора, специализирующегося на сборе и предоставлении сведений о различных аспектах деятельности российских юрлиц. Отметим, что негативные маркеры не означают, что какое-то предприятие или орган власти нарушают законодательство при проведении госзакупок, тем не менее, они наглядно демонстрируют основные проблемы закупочной деятельности.
За 2019 год ТОГИРРО провел 118 торгов на общую сумму в 365,5 млн рублей. Средняя цена контракта составила чуть более 3 млн рублей.
При этом, из 118 торгов, 28 отмечены негативными маркерами.
За тот же период времени институт провел 125 процедур по заключению контрактов на общую сумму в 343,5 млн рублей. Средняя сумма контракта составила 2,7 млн рублей. Из 125 контрактов 11 имеют отрицательные маркеры.
В 2020 году ТОГИРРО провел 78 торгов на общую сумму в 173,29 млн рублей. Средняя цена контракта составила 2,2 млн рублей.
Несмотря на снижение количества торгов, количество негативных маркеров выросло — из 78 процедур 30 имеют соответствующую пометку.
То же самое касается процедуры заключения контрактов. В 2020 была проведена 71 такая процедура на общую сумму в 137 млн рублей, средняя цена контракта составила 2,7 млн рублей. Однако 12 из 72 контрактов имеют негативные маркеры.
Основным замечаниям к закупкам, проводимых ТОГИРРО, касаются отсутствия участников. Если в 2019 году неучаствующих заявок было всего 11, то в 2020 их количество выросло вдвое, при том, что, в целом, количество закупок сократилось.
Не меньше вопросов вызывает ценообразовние. В некоторых закупках институт формировал изначальную цену таким образом, что по результатам конкурса, экономия составляла более 25% от изначальной стоимости контракта. В 2019 году таких закупок было 10, а уже в 2020 году их количество выросло до 18.
Такая экономия может означать разное. К примеру, подрядчик оказался настолько честным, что решил сэкономить госучреждению бюджетные средства, или же специалисты, ответственные за формирование закупки подошли к ценообразованию несколько небрежно. Но также такой маркер может быть признаком укрупнения лота — любимого приема коррупционеров для заключения контракта с любимым поставщиком.
Еще одна проблема в формировании закупок — непонятная документация. В некоторых случаях закупочная документация составлена так, что участники торгов вынуждены запрашивать разъяснения.
В 2019 году участники торгов требовали у ТОГИРРО разъяснений 8 раз, а в 2020 уже 17 раз. Возможно, имеет место быть банальная безалаберность составителей документацией или желание помочь определенному поставщику.
Например, большинство государственных поставщиков, не всегда по собственному желанию, ограничивают круг участников аукционов. В некоторых случаях присутствует безалаберность составителей документации, где-то, возможно, желание помочь заработать любимому поставщику.
Подводя итог анализа госзакупок ТОГИРРО, можно отметить тенденцию к снижению их качества: несмотря на снижение количества закупок, количество вопросов к документации у участников торгов только растет. Также растет количество закупок, где начальная цена контаркта, в ходе торгов, снижается более, чем на четверть.
Сложно сказать наверняка, означает ли это, что чиновники пытаются помочь определенным поставщикам, или же составители документации подходят к работе «спустя рукава».
В целом, сомнительные закупки являются характерными для Тюменской области — в 2020 году их было зафиксировано 5646. Что выше, чем в соседнем Омске (4889 закупок) и Челябинске (3787 закупок).