Posted 20 ноября 2020, 11:16
Published 20 ноября 2020, 11:16
Modified 19 августа, 18:00
Updated 19 августа, 18:00
О проблемах общественного транспорта в Тюменской области «Нашему городу» рассказал председатель регионального Общероссийского профессионального союза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Нугуман Залялятинов.
Сегодня водители вынуждены брать много смен, чтобы хоть что-то заработать. Переработки ведут к профессиональному истощению рабочих, что сказывается на их здоровье и на качестве труда. Но это проблема свойственна для ХМАО, на территории юга Тюменской области в этом отношении относительно всё в порядке.
«В Тюмени не дают перерабатывать, потому что ещё соблюдается трудовой кодекс. Но чем дальше на север, тем страшнее: Пыть-Ях и Нефтеюганский район — яркий тому пример», — говорит Нугуман Залялятинов.
Ещё руководитель регионального профсоюза отметил, что раньше для водителей был дополнительный стресс, когда Роспотребнадзор требовал от водителей автобуса и кондуктора контролировать, чтобы пассажиры носили маски.
«К нам обращались члены профсоюза, которые были недовольны такими указами. Понять можно: водитель должен следить за дорогой и доставить пассажиров здоровыми и невредимыми из пункта А в пункт Б, а не смотреть у всех ли маски. Мы уладили это тем, что соответствующей графы нет ни трудовом договоре, ни в должностной инструкции. Значит это не прямая обязанность рабочих и к ним не имеет никакого отношения», — говорит Нугуман Залялятинов.
«Наш город» напомнит читателям, что после введения в регионе масочного режима Роспотребнадзор Тюменской области выходил на рейды и проверял в Тюмени общественный транспорт. Нарушителей привлекали к административной ответственности.
Другая проблема общественного транспорта — это скрытый запрещённый наёмный труд. Он есть, просто никто не хочет это признавать. Например, перевозчик Иванов получил лицензию на осуществление перевозки пассажиров, у него есть собственный транспорт: 10 автобусов. Его знакомый Сидоров, который так же захотел зарабатывать на пассажирских перевозках, но для этого необходима лицензия.
Для того, чтобы получить эту лицензию можно легко обойти закон в рамках самого закона. Иванов даёт Сидорову свои автобусы, последний их записывает в соответствующий документ и предоставляет его в управление автодорожного надзора и так Сидоров получает лицензию, но своего транспорта у него нет.
Позже, когда муниципалитет проводит конкурс Сидоров показывает заказчику эти автобусы и уверяет что будет на этом транспорте работать. Но фактически они ему не принадлежат.
«Заказчик соглашается и тут начинается самое интересное», — говорит Нугуман Залялятинов.
Иванов имеет 10 автобусов, на каждого по два водителя, которые приняты по трудовому договору на МРОТ. Они числятся у перевозчика, им идёт стаж в трудовую книжку.
«Сидоров говорит: «Ты дал мне пять автобусов для конкурса, я показал их заказчику. Дай их вместе с водителями». Иванов передаёт их вместе с водителями и они у него работают, но при этом числятся у Иванова и получают свой МРОТ, но серую зарплату водители получает у Сидорова», — объясняет Нугуман Залялятинов.
Получается, что это заёмный труд, потому что Иванов вместе с автобусами в аренду отдал своих рабочих, это серая зарплата и это очень тяжело отследить. Контрольно-надзорные органы этим делом не занимаются.
«Они не хотят этим заниматься, а с учётом пандемии вообще все проверки отменили. Соответственно, в Тюменской области приветствуется запрещённый наёмный труд», — уточняет Нугуман Залялятинов.
К сожалению, это устраивает и работников, потому что некоторые из них таким образом избегают налогов и некоторые платят меньший процент по алиментам, потому что официально получают МРОТ, а остальную зарплату берут на руки от другого предпринимателя.
«Это есть и это большая проблема», — констатирует Нугуман Залялятинов.
Федеральное законодательство можно обойти, постоянно меняться автобусами, вносить и выписывать из реестра. Никто проверять не будет. Такой Иванов может забрать автобусы обратно в любой момент, так появляются сбои в расписании на линии маршрута. Такая схема распространена среди предпринимателей маршрутного такси.
«Можно проверить любого водителя. У него в документах написан частник, на которого он работает, а я скажу, что у этого частника своего транспорта нет. Официально числиться только инженерно-технические работники: 16 человек. Задумайтесь, почему заказчик его допустил? Непонятно», — говорит Нугуман Залялятинов.
Получается, что если случится ДТП, когда компетентные органы начнут разбираться, то выяснится, что виноватых найти почти невозможно. Виноват будет водитель, который по своей глупости и жадности согласился на эти условия.
«Осложняет ситуацию и сменный график работы 2\2. Водитель двое суток поработал у одного частника, потом две смены у другого. Где межсменный отдых? Это никто не контролирует. Из-за этого водители в магазины въезжают и школьников в морозы высаживают, потому что мозг не отдохнул и сознание затуманено», — объясняет председатель профсоюза.
Сюда же Залялятинов отнёс и хамское поведение кондукторов в автобусах, что из-за сверхэксплуатации и переутомления рабочие плохо справляются со своими обязанностями. Это проблема во всей стране.
«Наш город» ранее писал, что вечером 6 августа в Тюмени на улице Ямская рядом с домом № 59 пассажирский автобус 62-го маршрута въехал в фасад здания. На момент ДТП в транспорте ехали 18 человек. Совсем недавно корреспонденты редакции опубликовали информацию о том, что в столице региона водитель маршрутки высадил школьника из-за отсутствия денег на карте. Хотя в феврале 2020 года принято решение о запрете высаживать несовершеннолетних из автобусов даже если у них нет денег на проезд.
Кроме вышеперечисленных проблем председатель регионального профсоюза рассказал ещё об одном нюансе.
Сложившаяся система планирования и формирования расходов в отрасли и федеральный закон 44 «О госзакупках» ежегодно приводит к снижению количества добросовестных и порядочных предприятий.
Они не могут конкурировать с «серыми» перевозчиками, которые при снижении цены на конкурсах изначально знают, что сами не будут платить налоги и чистую среднеотраслевую заработную плату. Это минимум 45% от начальной цены контракта.
Такие работодатели предлагают своим рабочим официальную заработную плату в размере 1 МРОТ или чуть больше, а остальное на руки. Среднеотраслевая заработная плата в Тюменской области составляет 3 прожиточных минимума — более 35 тысяч, то официально заработная плата указывается серым работодателем в размере 12 200 рублей. Остальное в конверте и вместо трудового договора гражданско-правовой (ГПХ — прим. редакции). В таких условиях рабочий не защищён, договор ГПХ не даёт той надёжности для трудящихся, как трудовой договор.
«Отсюда недополучение в бюджет необходимых для развития области денежных средств. А самое главное, что такие работодатели, снижаясь в цене на конкурсах и аукционах, уничтожают отрасль автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта», — закончил Нугуман Залялятинов.
Наверное, читателю покажется, что все проблемы, о которых говорит председатель профсоюза вымысел. Только статистика косвенно подтверждает, что отрасль переживает не лучшие времена. Так накануне Госавтоинспекция Тюменской области сообщила, что сотрудники ГИБДД в регионе усилили контроль за пассажирскими перевозками. С начала 2020 года по вине водителей автобуса в области произошло 83 аварии, 4 человека погибло и 117 пассажиров получили ранения.