Posted 19 апреля 2020, 14:51

Published 19 апреля 2020, 14:51

Modified 19 августа, 18:10

Updated 19 августа, 18:10

Эпидемия холеры в Тюмени 100 лет назад ставила актуальные вопросы

19 апреля 2020, 14:51
Эпидемия коронавируса, как и эпидемия холеры 100 лет назад, испытывает российскую систему здравоохранения на прочность. В истории Тюмени эпидемии случались и ранее, в архивных документах и публикациях о работе здравоохранения есть немало интересных моментов.

В начале XX века с появлением Транссибирской магистрали город стал одним из важнейших транспортных узлов в Западной Сибири.

В публикации «Тюменского курьера» от 22 августа 2009 года главный специалист отдела использования и публикации документов Государственного архива Тюменской области Наталья Галян рассказала о чрезвычайном собрании городской Думы Тюмени, которое состоялось 13 августа 1909 года.

Причиной срочного заседания гордумы стала информация, что среди очередной партии прибывших в город переселенцев появились больные холерой.

Вопросы решали всего 14 депутатов из 25. Так как по положению при народном бедствии, а холера к таким причислялась, можно рассматривать вопросы при любом количестве «гласных».

«Заместитель городского головы В. А. Копылов сообщил, что 27 июля 1909 года среди переселенцев, прибывших на переселенческий пункт по железной дороге в Тюмень, «появились подозрительные заболевания по холере со смертельными исходами», — рассказывает из документа собрания Наталья Галян.

Какие же меры приняли городские и губернские власти для решения проблемы?

Уже через день 28 июля 1909 года состоялось заседание тюменского уездного комитета общественного здравия, на нем было решено просить заведующего переселенческим отделом по Тобольской губернии выделить средства на устройство холерного барака на десять коек в переселенческом пункте.

В городе было решено на случай появления холеры оборудовать холерный городской барак не менее чем на 30 кроватей, с привлечением соответствующего медперсонала.

Городская управа достаточно быстро отреагировала на требования комитета.

«С 1 августа был приглашен необходимый медицинский персонал в лице врача Д. З. Ноторина, одного фельдшера, одной сиделки, а также прачки. В случае смерти медицинский персонал страховался городом в следующих суммах: врач — 10 000 рублей; фельдшер — 3 000 рублей; „нижние служители“ — по 1 000 рублей каждый. Для перевозки холерных больных была заведена обитая цинком телега, а все ее деревянные части выкрашены масляной краской», — сообщается в документах.

Но дальше ситуация вылилась в некий конфликт между губернатором Тобольской губернии и городской властью Тюмени.

Городские больницы отказались принимать больных из переселенческого пункта.

В августе по просьбе врача Буланиной переселенческого пункта губернатор потребовал разместить больных переселенцев в городской холерный барак. Но городская управа отказалась это делать. При этом сослалась на то, что в телеграмме непонятно, в какой именно барак разместить больных, городской или переселенческий.

«Телеграммой от 28 июля Вам дано мною распоряжение о помещении больных переселенцев с подозрением на холеру в городской холерный барак. Врач Буланина телеграфирует об отказе Управы в приеме больных. Примите меры к немедленному исполнению моего распоряжения. Представьте объяснение, почему не исполнялось», — сообщают о требовании губернатора к городскому голове.

12 августа 1909 года Уездного Комитета Общественного здравия решение губернатора не одобрил, так как это грозило распространением болезни среди жителей Тюмени.

Итогом заседания стало постановление гордумы.

«Тюменская Городская Дума в Чрезвычайном своем Собрании 13-го августа единогласно постановила ходатайствовать пред Вашим Превосходительством об отмене означенного распоряжения, ибо приведение его в исполнение грозит неисчислимыми бедствиями не только населению города, но и всей губернии…»

О, том какие меры еще принимались в начале 20 века против распространения эпидемии в следующем нашем материале.

Подпишитесь