Posted 17 мая 2021,, 01:05

Published 17 мая 2021,, 01:05

Modified 21 октября 2022,, 08:16

Updated 21 октября 2022,, 08:16

Как борются с лесными пожарами в Тюменской области и насколько это эффективно

17 мая 2021, 01:05
Весной 2021 года Тюменскую область накрыло смогом лесных пожаров. Губернатор ввел режим ЧС в регионе, но пока площадь выгоревшей земли только увеличивается, даже не смотря на помощь федеральной «Авиалесохраны». Насколько эффективно работают местные чиновники над этой проблемой разбирался «Наш город».

Тюменская область рекордсмен по пожарам в 2021 году

Тюменская область до сих пор занимает первое место по площади и количеству пожаров за последние сутки в России. Так за 13 мая в регионе выгорело почти 53 тыс. гектаров из 56 по всей России.

В оперативном штабе на утро 14 мая сообщили о 10 лесных пожарах на общей площади 465,5 га и о 5 ландшафтных пожарах на общей площади 522 га.

Всего же за неполные 2 месяца в Тюменской области зарегистрировали 231 лесной пожар на общей площади 162 244,61 га.

Пожары в Тюменской области активно начали полыхать со второй половины апреля, в основном это были ландшафтные пожары — горела сухая трава на полях.

Позже ситуация усугубилась и правительство 29 апреля ввело режим ЧС в Аромашевском районе. Но когда смог достиг Тюмени, региональные власти не торопились вводить режим ЧС в Тюменской области.

Только 11 мая после праздников, когда вся страна отдыхала более недели, был введен режим ЧС, но только в лесах Тюменской области. Сейчас действует полный запрет на посещение лесов.

Тогда же в Тюменскую область прилетела первая партия федеральной «Авиалесоохраны», сейчас их в регионе около 300 человек.

Уже 14 мая стало известно, что начали закрывать базы отдыха, которые находятся в лесных массивах.

Как тушат пожары в Тюменской области?

Чтобы посмотреть, как борются с пожарами, правительство области организовало 13 мая пресс-тур в один из сложных районов, где как раз потребовалась помощь «Авиалесохраны».

О том, как борются с пожарами рассказал сам глава Юргинского района.

Он поспешил успокоить журналистов, тем, что пожары находятся в отдаленных уголках района в болотистой местности, крупные населенные пункты типа Юргинского отгорожены массивными участками свежевспаханных полей.

Но напряженная ситуация остается на севере района у деревни Новый Тап и села Агарак. Именно туда мы и направились посмотреть на работу местной охраны лесов и приезжих пожарных из «Авиалесоохраны».

«Мы обратились за помощью в правительство Тюменской области. Для тушения была привлечена авиация. Кроме того, на территории Юргинского района работают десантники из Читы, прибывшие для тушения пожаров. Они трудятся на самых напряженных участках»,пояснил глава Юргинского района Виктор Васильев.

Также он сообщил о том, что данный пожар прошел 30 тыс. гектаров леса.

При этом, как нам удалось убедиться, большинство пожаров имеют низовой характер, и критического урона деревья не получили.

Старший инспектор ПДПС Читинского отделения ФБУ «Авиалесоохраны» Вячеслав Иляхов сообщил, что пожар с северо-западной стороны остановлен и пожарные его локализовали. Также он добавил, что в сосновых насаждениях пожар иногда переходит в верховой. Но до деревни он не дошел.

Для того, чтобы остановить движущийся на Новый Тап пожар, пришлось пустить встречный пал.

Особо напряжённая ситуация в районе была 9–10 мая, сейчас все более спокойно.

Но столкнувшись на месте с низовым пожаром в лесу было трудно назвать его безобидным, после полосы огня остаются обугленные стволы деревьев и черный ковер от сгоревшей травы и листьев. Впрочем, сотрудники «Авиалесоохраны» не сказали, что пожары в Тюменской области сложней, с чем они сталкивались ранее.

Они не вступали в прямой контакт с огнем, как пояснил один из них, правила техники безопасности не позволяют тушить пламя более полутора метров в высоту, так как при резкой смене направлении ветра могут пострадать пожарные.

Остается только окапывать еще уцелевшие участки леса. Мы заметили большое количество минерализованных полос, если просто, то противопожарных рвов.

Техники для такой работы, как оказалось, в районе не много. Не смотря на наличие транспорта, была замечена даже гусеничная техника, трактор, который может делать такие рвы, как мы заметили, и об этом говорили местные жители — один.

Именно его ждали пожарные, которые контролировали горение.

Об этой проблеме говорили местные жители. Они, возможно, отчасти из страха от близкого пожара, говорили о нехватке техники — в таких случаях говорят «у страха глаза велики».

Хотя, по словам директора Юргинского филиала «Тюменской авиабазы» Алексея Варавко, при такой погоде — сильный ветер и сушь, даже минерализованные полосы малоэффективны. Так и произошло у деревни Агарак, где мы побывали в месте пожара. Нам сообщили, что огонь уже перебрался через полосу, на которой, стояли мы и «Авиалесоохрана», именно поэтому они не вступали в борьбу с огнем и ждали трактор.

«Если у нас сделана эта минполоса, то нам уже есть к чему привязаться — есть опорная полоса, чтобы пустить встречный пал», говорит Алексея Варавко.

Его слова подтвердил и глава района, на болотах угольки горящего камыша ветер разносит на несколько сот метров.

Но для красивой картинки журналистам предлагали показать работу вертолета, набирающего и сбрасывающего воду, вместо новой техники в которой нуждаются пожарные.

К слову, в 1-2 километрах от Нового Тапа нам показали откуда пускали встречный пал, когда стало известно о движущемся огне на деревню три дня назад.

В пожарах задействовали вертолеты

Стоит отметить также, что работа вертолета недешевое удовольствие.

Тюменская область закупила данную услугу за 7,4 млн рублей на 50 часов полета. При этом закупка происходила уже не первый раз в этом году.

Что же говорить о стоимости работы самолета, но об эффективности такого тушения пожара мы поговорим ниже.

Впрочем, в критических моментах, когда огонь угрожает населенным пунктам и жизни людей, использовать авиацию, как считают эксперты, оправдано.

Но есть у такого способа и масса негативных моментов. О них журналу «Взлет» рассказал бывший заместитель начальника по летной службе Красноярской базы авиационной охраны лесов Михаил Воронов.

Так он отметил, что с воздуха тушить пожар можно только при видимости земли и при поддержке и координации с земли.

«…задача экипажа — попасть на кромку пожара, либо сбросить воду перед ней, чтобы не дать огню распространяться дальше. Заливать пожарище — дело бесполезное, там и так все уже сгорело. К тому же, если сброс воды произведен с ошибкой — за кромку пожара, а не перед ней, то от мощного воздушного потока, вызванного падением воды, в воздух поднимаются сотни мелких углей, горящие ветки и хвоя. И вся эта огненная масса перебрасывается на десятки метров через кромку пожара, создавая новые очаги горения», — рассказывает эксперт.

При этом, эксперт отметил несколько тонн воды при падении вырывают деревья с корнем, поэтому в радиусе 100 метров от места сброса не должно быть людей.

Михаил Воронов особо отметил, что без поддержки с земли, тушение пожаров авиацией малоэффективно. Так авиацию стоит использовать для тушения первых очагов начинающегося пожаров, а также огонь в труднодоступных местах.

«Решение о целесообразности использования на тушении лесного пожара самолетов-танкеров и вертолетов с водосливными устройствами принимает руководитель тушения лесного пожара», — подчеркнул эксперт.

Кто и как заботится о лесах в Тюменской области?

Главным защитником Тюменских лесов является «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов». Подчиняется департаменту лесного комплекса Тюменской области.

Мы посмотрели отчет о работе «Тюменской авиабазы» за прошлый год.

Так на зарплату в 2020 году сотрудникам организации из бюджета области фактически было выделено почти 361 млн рублей (данные представлены на сайте правительства области), если в среднем разделить эти деньги на указанное количество сотрудников 1384 человека, то выходит более 260 тыс. на человека или около 22 тыс. в месяц.

Хотя в официальном отчете, опубликованном на сайте правительства региона, говорится о средней зарплате в 30 тыс. рублей — и это, как говорится, «в среднем по больнице» — то есть, менее квалифицированные работники получают и того меньше.

А вот в «Тюменском управлении лесами» зарплата повыше, за год на нее ушло около 120 млн рублей, но там трудится всего 234 человека, и средняя зарплата выходит более 42 тыс. рублей.

А теперь давайте посмотрим подробней отчет о выполненных работах в 2020 году «Тюменской авиабазой».

Так седьмым разделом в общем плане значится «Повышение эффективности предупреждения возникновения и распространения лесных пожаров, а также их тушения».

Вот несколько из показателей, по которым выполнен план на год: 31,22 км новых лесных дорог для охраны лесов от пожаров, 124,33 км таких дорог восстановлено, 5928 га контролируемое сжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов.

Самое забавное из этого — установка одного (!) стенда или указателя с информацией о мерах противопожарной безопасности в лесах. Видимо, старые стенды хорошо сохранились с прошлых лет.

А вот несколько цифр которые чуть-чуть не дотянули до плановых показателей: выполнено 99,3% противопожарных минерализованных полос или 6230,88 км (причина невыполнения — высокая горимость в осенний период, раннее промерзание почвы и установление снежного покрова. Из-за этого же восстановили только 99,8% уже готовых минерализованных полос или 11322,65 км.

В беседе с директором Юргинского филиала «Тюменской авиабазы» Алексеем Варавко мы узнали, что минерализованные полосы поддерживаются в течение трех лет, а потом они должны подлежать полной реконструкции, то есть техника должна вновь пройти по ним.

В Юргинском районе видно, что многие полосы свежие, особенно у деревни Новый Тап, где огонь был в паре километров от нее.

Насколько правдивы данные, отображенные на бумаге, судить сложно, но то, что работа проводилась - видно.

Что же говорят о готовности региона и причинах пожаров высокие чины?

Так на оперативном штабе по предупреждению лесных пожаров 14 мая руководитель департамента лесного комплекса Леонид Остроумов заявил, что в большинстве причина — это человеческий фактор и сухая ветреная погода.

«На сегодняшний день стоит лучше и чаще информировать граждан о ЧС и запрете посещения лесов. Поскольку большая часть возгораний происходит из-за человеческого фактора. Сейчас на территории региона усилены патрули, все маршруты уже расписаны. Угроз населённым пунктам нет», — пояснил Остроумов.

Что же касается нехватки техники, он ответил, что все задачи, которые были поставлены в Юргинском районе на момент нашего выезда 13 мая были выполнены.

«Мы усиливаем эту группировку Ми-26, кроме этого, у нас на сегодняшний день те высвобождающиеся ресурсы, которые задействованы были на тушении пожаров в Ишимском районе, Абатском районе и других районах мы безусловно направляем на помощь Юргинской группировке, для ликвидации этого пожара»,говорил чиновник.

Начальник департамента лесного хозяйства по УрФО Олег Сандаков в качестве причин пожаров назвал переходы огня с линейных объектов: железных дорог, трасс и других, также назвал основной причиной поджоги.

А по поводу нехватки техники он сказал, что она перебрасывается с одного пожара на другой, но на это нужно время.

«Наши люди работают на износ, но они работают. Я надеюсь, что ситуация будет переломлена в течении трех дней»,сказал Олег Сандаков.

По прогнозам синоптиков, дождей в Тюменской области не будет ещё неделю, а выходные выдались по-настоящему горячими. Полиции и Росгвардии приходится людей выгонять из леса силой, многие едут отдыхать и жарить шашлыки. Любой брошенный окурок, особенно это любят делать водители, становится потенциальным очагом пожара.

Еще со школы нас учат не мусорить в лесах, но ситуация с мусором, как это подтвердил наш «Экопатруль», удручающая, а от брошенной бутылки также может разгореться огонь, при ясной погоде солнце создает эффект линзы. Вот и выходит, что власти не были готовы к такому безалаберному отношению людей к природе, а погода нас наказала.

Все больше людей живет в городах и теряет бдительность выезжая в лес, забывая основные правила безопасного поведения.

«Тема с пожарами в этом году серьезная, проблемы с пожарами в Тюменской области — это редчайшие случаи. Конечно, этому способствовало и отсутствие влаги, дождей, и так далее. Но скажу, что 100% всех пожаров — это человеческий фактор. У нас пока не было ни одной сухой грозы, которая бы так или иначе способствовала возгоранию растительности», — эмоционально высказался вице-губернатор на заседании аграрного комитета Тюменской облдумы 12 мая.

"