Posted 15 марта 2021, 05:02

Published 15 марта 2021, 05:02

Modified 19 августа, 18:47

Updated 19 августа, 18:47

Женщин в России насилуют не боясь последствий: общество не осуждает насильников

Женщин в России насилуют не боясь последствий: общество не осуждает насильников

15 марта 2021, 05:02
Фото: 1Mi.
В Тюмени проведут выставку «Во что ты была одета?», посвященную жертвам изнасилований. Корреспондент «Нашего города» разбирался, насколько эта проблема актуальна для Тюменской области.

Свежие данные по количеству преступлений, совершенных против половой неприкосновенности в России найти не просто — в отчетах МВД их не выделяют. Например, краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь 2021 года, опубликованная на сайте МВД России такой показатель и вовсе отсутствует.

Узнать количество преступлений и процент их раскрываемости в Тюменской области также оказалось чем-то невозможным — в пресс-службе регионального Следственного комитета заявили, что подобную информацию не раскрывают. В ведомство направлен официальный запрос, на момент публикации материала, ответ получен не был.

С чем связана такая секретность — в ведомстве комментировать отказались.

По мнению общественников, нежелание силовиков раскрывать данные связано с ростом таких преступлений, однако даже если данные будут опубликованы, они не отразят реальной картины, поскольку большинство жертв по ряду причин отказываются обращаться в правоохранительные органы. Кроме того, не все жертвы насилия осознают, что они являются жертвами.

Почему жертвы молчат?

По данным центра помощи жертвам, пережившим насилие «Сестры», около 10% потерпевших обращаются за помощью в полицию, из них только у 20% принимают заявления и, лишь, порядка 3% уголовных дел доходят до суда.

По мнению психолога Алены Никифоровой, зачастую жертвы насилия боятся обсуждения и осуждения. И причина кроется не только в менталитете россиян, заранее осуждающих жертву, но и в правовом поле — например, на те же вызовы о домашнем насилии, полицейские выезжают весьма неохотно.

При этом, значительная часть насильственных (в том числе, изнасилований) преступлений совершается именно в стенах дома.

Психотерапевт и организатор выставки «Во что ты была одета?» Юлия Павлухина отмечает, что в некоторых случаях жертвы насилия и вовсе не осознают, что стали жертвами. Например, нередки случаи, когда сожитель принуждает свою партнершу к интимной близости против ее воли.

Фактически, в этом случае, также совершается изнасилование, и жертва, также, получает психологическую травму.

Но даже осознавая, что стали жертвами насилия, многие женщины не обратятся в правоохранительные органы, поскольку уверены, что на супруга или сожителя заявление не примут из-за такого неформального понятия, как «супружеский долг».

«Сотрудники полиции неохотно принимают такие заявления, поскольку считают, что на следующий день супруги помирятся и заберут заявление. Иногда, действительно, так и происходит»,считает Юлия.

Помимо прочего, пережившим насилие морально тяжело пройти через множество допросов, экспертиз, а также столкнуться с недоверием со стороны следователей.

Все это касается и тех, кто стал жертвой насилия на улице или в любом другом месте.

Однако, по словам сотрудников правоохранительных органов, это необходимые процедуры, а сомнение и вопросы — это нормально.

«Задача следователя — установить обстоятельства правонарушения, собрать достаточную доказательную базу. Конечно, отрабатываются все версии. Дело вовсе не в недоверии, таков порядок, чтобы не привлекать к ответственности невиновного человека. Наверное, ни для кого не секрет, что имеют место быть случаи, когда девушки, по тем или иным причинам, оговаривают молодых людей»,рассказал бывший следователь Алексей

По словам Алексея, самое лучшее — раскрыть преступление «по горячим следам». И здесь с проблемами сталкиваются уже правоохранители.

В идеале, если жертва незамедлительно обращается к сотрудникам полиции, но так бывает далеко не всегда, поскольку жертва, чаще всего, в первую очередь стремится смыть с себя все следы, чтобы, таким образом, «очиститься». В результате, следы и генетический материал нападавшего могут быть смыты, а иногда выбрасывается и одежда, в которой жертва была на момент нападения.

«Иногда потерпевшие добираются до дома, умываются, приходят в себя и считают, что раз с момента нападения прошло несколько часов, то нет никакого смысла обращаться в правоохранительные органы. Важно понимать, что это не так. Сотрудники правоохранительных органов сделают все, чтобы привлечь злоумышленника к ответственности»

На вопрос о том, почему сотрудники правоохранительных органов не принимают заявления у жертв насилия, собеседник ответил, что лично с такими случаями не сталкивался.

Виновата ли жертва?

Одна из основных причин, по которым жертвы насилия не обращаются за помощью это боязнь осуждения.

Жертва провоцирует

Согласно данным опроса ВЦИОМ, 44% респондентов считают, что жертва сама виновата в случившемся, не разделяют эту позицию 43% опрошенных.

«К сожалению, не смогу точно привести источник, на статистические исследования, но я неоднократно, как минимум раза два или три слышал выступления и читал людей, которые профильно занимаются проблемой изнасилований, и у них цифры были такие: либо 80%, либо 90% девушек, которые подверглись сексуальному насилию, в той или иной мере, где-то больше, где-то меньше, но, все-таки, в какой-то мере, они этому способствовали»,рассказал представитель Родительского комитета Тюмени Андрей Генерозов.

При этом Генерозов уточняет, что, конечно же, жертвы не мечтали быть изнасилованными, и скорее всего, способствовали этому невольно, но поведение и внешний облик, сформированный нынешней культурой для древних мужских поведенческих стереотипов является провоцирующим.

В качестве примера Генерозов рассказывает о Европе, принявшей значительное количество мигрантов из стран Азии и ближнего Востока. В результате в странах Европы резко возросло количество изнасилований, совершенных мигрантами.

«Девушки, честно говоря, не провоцировали сознательно, они просто одеваются соответствующим образом и ведут себя соответствующим европейским образом. Но восточные мужички они не понимают, что это культура такая, они считают, что женщина хочет поиграть в сексуальные игры»

Жертва может быть частично провокатором, считает Генерозов, ожидая флирта, или романтического приключения, она может вести себя раскрепощенно. Этому может способствовать косметика, одежда, поведение, сформированное современной культурой.

Кроме того, молодые люди также попадают в культуру беспардонного отношения к девушкам, навязанную современными фильмами и творчеством.

«Юноши и девушки становятся бессознательными жертвами хитрых манипуляционных установок современной культуры».

Явление, когда жертву обвиняют в произошедшем называется виктимблейминг (от английского victim blaming — обвинение жертвы). Чаще всего, обвинения строятся на следующем: жертва не так себя вела, не так оделась или пошла туда, куда не следовало. Иными словами, жертва сама подтолкнула насильника на преступление.

Обвинять жертву - недопустимо

Однако психологи не разделяют позицию общественника. По их мнению, перекладывать ответственность на жертву опасно.

«Говоря о вине жертвы, мы говорим женщине „ты сама виновата“. Женщина, которая слышит эти слова, начинает испытывать чувство вины. Я против таких формулировок, они загоняют женщину. Наша выставка развеет миф об одежде, потому что не одежда играет роль»,рассуждает Юлия Павлухина

В некоторых случаях, подобные слова в адрес взрослой женщины еще как-то можно понять, но в случае с детьми, которым еще нет и 17 лет, нет опыта и четкого понимания происходящего, такие обвинения неприменимы.

По словам Юлии, далеко не всегда сексуальное насилие связано с применением физической силы: немало случаев, когда дети подвергаются насилию со стороны родственников, поддаются на уговоры взрослых и более опытных людей, или элементарно оказываются в беспомощном положении после приема алкоголя или других веществ.

«Немало семей, в которых отчимы или братья совершают насильственные действия над детьми и говорят „никому не говори“, и дети не говорят. Провоцируют ли дети на преступление? Конечно же, нет»

Иногда пострадавших упрекают в том, что они виноваты в том, что не ушли при каких-то признаках опасности, не звали на помощь и так далее. Подобное поведение может идти из детства, но это мало кого интересует.

«Даже сам вопрос «во что ты была одета?», который задают в полиции, чтобы сопоставить факты, содержит в себе подоплеку «а ты не сама ли спровоцировала человека?»,

Организаторы выставки рассказывают, что сейчас они на условиях анонимности собирают истории жертв насилия. В первую очередь, описание той одежды, что была на потерпевших в момент совершения преступления. На основе полученных описаний будут составлены образы, которые разместят на выставке.

По словам Юлии и Алены, собранные на текущий момент образы нельзя назвать провоцирующими или откровенными.

«Мужчины тоже становятся жертвами насилия, поэтому мы ждем историй и от мужчин. Мы хотим показать, что у насилия нет лица»,рассказала Юлия Павлухина

Выставка «Во что ты была одета?» будет проходить 26 и 27 июня в Конторе пароходства.

Подпишитесь