Posted 11 июня 2022,, 01:07

Published 11 июня 2022,, 01:07

Modified 25 октября 2022,, 07:56

Updated 25 октября 2022,, 07:56

Деревенские проблемы городских жителей Тюмени

11 июня 2022, 01:07
9 лет назад власти присоединили к Тюмени целый список дачных товариществ, деревень и поселков. За это время на городских окраинах все еще не решили типичных деревенских проблем: пыльных дорог без тротуаров, отсутствия канализации, бесперебойной подачи электричества и связи. Почему же власти не торопятся это исправить?

Город лишь по документам

С момента публикации закона о присоединении к Тюмени прекратили существование как самостоятельные населенные пункты 10 деревень, 3 села и 6 поселков. Вместе с деревнями окраиной Тюмени стали и садовые товарищества. Но проблемы никуда не делись — в некоторых из СНТ до сих пор нет водопровода и канализации, дороги тают вместе со снегом. При этом многие тюменцы живут в СНТ постоянно.

«Если бы прокладывали инженерные сети на опережение, то землю можно было бы продать очень дорого. Это было бы выгодно и строителям, и властям — все бы окупилось. И это не обязательно финансировать из бюджета. Можно создать инвестпрограмму и привлечь инвесторов. Если бы так строили спальные районы, то город быстро бы стал миллионником»,высказался общественник Алексей Савоськин.

Почетный строитель России уверен, что уже сейчас пригороды Тюмени необходимо готовить для расширения города. Люди покупают дешевую землю без коммуникаций, но потом перепродают её из-за трудностей. Плюс не оборудованные территории несут в себе риски для застройщиков.

Специалисты в сфере градостроительства пояснили «Нашему Городу», что дело не только в деньгах. Но и в социальной инфраструктуре, и в шагах властей «на опережение».

Дороги некому обслуживать — их не берут на баланс

Отсутствие инфраструктуры дополняется плохими дорогами. Бывшие дачники пытаются заставить власти обслуживать теперь уже городские дорожные сети.

«Дачное некоммерческое товарищество „Лесная поляна“ ликвидировали 1 октября 2019 года в связи с банкротством. На территории бывшего ДНТ есть дороги, движение на них не организовано. Безопасные условия не обеспечиваются. Это может быть опасно для тех, кто проживает на территории ликвидированного ДНТ и пользуется дорогой»,сообщил «Нашему Городу» общественник Анатолий Злыгостев.

После жалоб горожан общественники обратились в мэрию и попросили Руслана Кухарука, главу администрации Тюмени, оформить дорогу в муниципальную собственность.Обращение дошло и до департамента имущественных отношений администрации Тюмени, однако в ведомстве отказались удовлетворить просьбу, оставив жителей ДНТ со своими проблемами.

«При ликвидации товарищества имущество общего пользования передается в общую долевую собственность владельцев участков. Правовые основания для признания объекта недвижимости бесхозяйным отсутствуют», — сказано в письме под подписью руководителя департамента Ольги Федоренко.

В департаменте имущественных отношений подчеркнули, что автомобильные дороги в границах бывшего ДНТ не значатся.

«Нужны дорожные знаки, содержание дороги надлежащим образом. Но по документам эта дорога не имеет соответствующего статуса. Поэтому ГИБДД не имеет права осуществлять на данной дороге мероприятия, связанные с обеспечением безопасности движения. Для нас это очень серьезная проблема, по этой дороге ходят дети»,уточнил Злыгостев.

Но чиновники продолжают пересылать жалобы между ведомствами. Общественники обращались и в городскую, и в областную прокуратуру — результата нет. Круг замкнулся, из прокуратуры жалоба попала опять в администрацию.

«Я так понимаю, власти Тюмени не хотят тратить бюджетные средства на благоустройство этой дороги. Перекладывают ответственность на граждан. А прокуратура — на кого жаловались, тому и передает жалобу на рассмотрение», считает Анатолий Злыгостев.

Исходя из ответов местных чиновников Савоськин сделал вывод: люди, живущие в ликвидированном ДНТ, городу не нужны.

Как живут тюменцы в «Подмосковье»

Несмотря на то, что по документам СНТ и ДНТ считаются городом, уровень жизни в них до сих пор остается на уровне деревень. Плохие дороги, не проведен газ, вода, нестабильная сотовая связь и интернет — и это неполный список проблем.

Вдоль Московского тракта размещены десятки садовых обществ. Местные в шутку называют это место Подмосковьем.

«В ближайшей школе в поселке Московском мест не хватает. Многим детям приходится ездить учиться в центр. На выезде постоянные пробки — нужна грамотная развязка. Людям из „Лесной поляны“ отказали в газификации. Нет ни воды, ни водопровода. У многих стоят септики, колодцы, пробурены скважины. Вроде город, но местной власти тут нет»,рассказал Анатолий Злыгостев.

Дороги — отдельная, но больная тема. Как объяснили редакции «подмосковцы», дороги все в ямах и выбоинах. В некоторых местах нет даже тротуара, и людям приходится ходить по пыльным обочинам.

«Дорогами должен заниматься председатель ДНТ. Но после ликвидации пришлось брать все в свои руки. Собирала деньги, делали дорогу, чистили канаву, косили траву. Вместе со снегом сходит и дорога — выбоина на выбоине. Через три года я отказалась этим заниматься, потому что многие люди очень неблагодарные», — уточнила местная жительница Дарья.

Здесь десятки семей проживают на постоянной основе, даже отстроили трехэтажные кирпичные дома. Но назвать городом СНТ на Московском тракте сложно. Еще один показатель — интернет и мобильная связь. Как рассказали местные, связь работает с перебоями, интернет «плавающий».

«Часто отключается свет, бывает, что по нескольку раз за день. Сегодня вообще на весь день отключили»,говорят местные.

По мнению местных жителей, решить проблему с сетями могут только представители государственной власти и муниципалитета. Каждый год пишут жалобы, звонят на «прямые линии» президенту и губернатору.

Что мешает Тюмени стать городом-миллионником?

Деревни и села присоединяют к Тюмени, стремясь увеличить численность населения города. Архитектор Сергей Лесков выделяет несколько факторов для становления города-миллионника: естественный прирост населения, миграционный поток и инфраструктура.

«Миграционный ресурс сейчас уже иссякает — все, кто из области хотели переехать в Тюмень, уже это сделали. То же и с ХМАО и ЯНАО. Еще в 2000 году, когда разрабатывали генеральный план города, делали ставку, что до 2030 года население будет примерно 850-900 тысяч человек»,рассказал «Нашему Городу» Лесков, член правления Тюменского отделения Союза Архитекторов России.

К тому же, для увеличения населения необходима социальная инфраструктура. Нужно строить детские сады, школы, поликлиники, культурно-развлекательные учреждения. Уже на сегодняшний день есть проблемы с тем, чтобы отправить ребенка в детский сад или в школу около дома.

«Как градостроитель, я бы не хотел резкого роста. Мы должны по 20 садиков за год сдавать, а сдается только 2-4. По 10-15 школ, а сдаем только 1-2. Так что вопрос не в инженерии, а в том, чем тут люди будут заниматься, и как жить», — добавил Лесков.

По мнению Лескова, суть присоединения деревень к городу не только в населении, но и в деньгах. Жители близлежащих поселков, с 2013 года относящихся к Тюмени, в основном работают в городе. Но их налоги не идут в городскую казну, так как обслуживание осуществляют по месту прописки.

«Налоги нужны Тюмени. На эти средства строят больницы, образовательные учреждения. И получается, что городские жители отбирают деньги у деревенских. Если мы хотим, чтобы этого не происходило, нужно укрупнять административный центр»,пояснил Лесков.

Кроме того, альтернатив расширения границ города практически нет. Максимум, что доступно — выкупать земли на окраинах у собственников. Но, как показывает практика, даже бесплатное присоединение дачных товариществ к Тюмени не избавляет от типичных деревенских проблем.

"