Куда держит путь российский рынок навигации?

Аналитика
Куда держит путь российский рынок навигации?
Куда держит путь российский рынок навигации?
10 июня, 19:16Фото: gpsland.ru
В России стремительно растёт рынок навигации, он настолько велик, что о его точных размерах остаётся только догадываться. Эксперты и участники отрасли оценивают его в 150 млрд рублей. Разбираемся, куда движется навигация и как будет развиваться рынок точных данных.

Из чего состоит российский навигационный рынок?

По подсчетам экспертов, больше половины рынка приходится на системы для мониторинга автотранспорта. Переносные навигаторы, которые используются в туризме, занимают около 20% рынка, столько же занимают системы навигации в помещениях. На геодезию и картографию, а также «умное» сельское хозяйство приходится по 7 и 3 млрд соответственно.

«Навигация в наше время – это некая электрическая розетка образца первых двух декад ХХ века. Она используется как в производственном секторе, так и в быту. Мало того, она еще используется в обороне, в том, что касается вопросов национальной безопасности»,считает Максим Фатеев, вице-президент Торгово-промышленной палаты России.

Сейчас большую часть российского рынка навигации занимают импортные товары, однако в некоторых сегментах рынка российские производители могут дать фору иностранцам. Например, в производстве оборудования для систем экстренного реагирования при ДИП.

Впервые подобная система была запущена в России в 2015 году, и на сегодняшний день она стоит на каждом новом автомобиле в России.

Как заработать на навигации?

Одним из лидеров отрасли среди российских производителей эксперты называют пермскую компанию «Форт-Телеком», она первой разработала оборудование для «ЭРА-ГЛОНАСС».

В настоящее время более 60% выручки компании приходится на рынок навигации. Порядка 800 млн рублей компания зарабатывает на поставках датчиков системы «ЭРА-ГЛОНАСС», остальную прибыль фирма получает за счёт продажи для мониторинга коммерческого транспорта.

Ещё один крупный игрок на рынке российского навигационного оборудования - Ижевский радиозавод. Компания входит в национальную программу ГЛОНАСС и является одним из пяти крупнейших производителей многоканальных навигационных приемников, работающих по системам ГЛОНАСС и GPS.

Оборудование завода используется в космической отрасли, авиации и в системах управления наземного транспорта, а также МВД, ФСИН и МЧС.

По данным специалистов, маржинальность производства оборудования для навигации достигает 10-12%. Ещё больше можно заработать на программном обеспечении. Большинство крупных производителей продают не только устройства, но и предлагают услуги по аналитике данных.

На российском рынке часть спроса формирует правительство, за счёт введения норм для крупных заказчиков в сфере промышленности и транспорта.

Однако малому частному бизнесу на рынке приходится достаточно трудно. Для помощи частным компаниям Торгово-промышленная палата России предлагает несколько ключевых решений.

«Мы считаем, что, конечно, малыши должны сотрудничать с большими. Не только для производства, но и для научных разработок, для взаимодействия с крупными компаниями. В том числе и для того, чтобы заработал механизм импортозамещения в данном виде»,рассказывает Максим Фатеев, вице-президент ТПП РФ

В 2019 году кадастровый инженер из Сыктывкара Виктор Хвалынский основал в подмосковной Дубне компанию «Румб». Хвалынский и партнеры поставили перед собой задачу создать самый маленький геодезический спутниковый приёмник. На разработку было потрачено порядка 20 млн рублей. Результатом стал прибор весом в 270 грамм. Устройство позволяет определить координаты с точностью до одного сантиметра.

По словам Виктора Хвалынского, наибольшим спросом устройство пользуется среди геодезистов, но прибор можно использовать для решения куда большего количества задач, в том числе, для картографии, работы на месторождениях и аэрофотосъёмке.

Для дальнейшего развития высокоточной навигации в России необходима более широкая сеть базовых станций - как минимум, по одной на каждые 50 км - в десять раз больше, чем есть сейчас. В настоящее время таких станций всего 2,5 тыс.

Самостоятельно государству создать широкую сеть базовых станций весьма проблематично, а для привлечения инвесторов необходимо ослабить регулирование рынка.

Как развивать отрасль в России?

Торгово-промышленная палата обсуждала проект поправок в отраслевые законы вместе с другими мерами поддержки электронный промышленности.

«Не может навигационное развитие быть отдельно от развития всей электронной промышленности России. Мы определили те подходы, которые касаются изменения, с точки зрения налогообложения, налога на прибыль, НДС и создание отдельного реестра для производителей и самой продукции в рамках реестра радиоэлектронной промышленности»,Уверен Максим Фатеев, вице-президент ТПП РФ.

Современные тренды показывают, что в ближайшие годы навигационные модули будут встраиваться во все, что может быть сдвинуто с места. Российские власти могут помочь развитию рынка навигации, ослабив требования к строительству сетей и разработавшая механизм зашиты получаемых данных.

Сюжеты:
Тюмень
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter